На примерах работ великих художников мы познакомились с элементами линий, градации тонов и текстуры. С их помощью мы достоверно воспринимаем предметы, людей и пейзажи. Сама по себе форма является категорией, посредством которой рисовальщик пытается передать трехмерность объекта. Конечно, это тоже иллюзия, как и текстура, но, структурируя в определенном порядке штрихи на плоскости рисунка, художник готовит нас к восприятию формы в пространстве. Прийти к этому можно самыми разными путями, здесь мы никогда не смогли бы исчерпать их список.
Работы каждого из перечисленных в книге художников демонстрируют зрителю, как, проводя карандашом по бумаге, можно изобразить человека, животное, предмет или пейзаж. Всем известно, что мы смотрим на ровную и двухмерную плоскость, но благодаря таланту и пониманию механизмов работы органов зрения художники стараются убедить нас в том, что двухмерные штрихи могут восприниматься глазом как трехмерные субстанции, занимающие определенное место в пространстве.
В предыдущих главах мы познакомились с отдельными приемами, помогающими добиться иллюзии формы и пространства, но мастер, разумеется, должен ничего не упустить, гармонично сочетая все эти приемы.
Художнику, овладевшему определенными навыками, будет интересно попробовать себя в создании формы очень ограниченными средствами. Это не так легко, как кажется, но, поупражнявшись, вы овладеете новым приемом. Сначала вы получите удовольствие, отыскивая подходящие рисунки великих мастеров, а затем начнете учиться имитировать их приемы, не ограничиваясь только повторением оригинала. Смело копируйте великих мастеров до тех пор, пока до конца не поймете, как они работали.
Форма всегда с трудом поддается художнику, и каждый раз, когда он пытается перенести ее на плоскость, успех отчасти зависит от того, как мы представляем себе восприятие формы в пространстве.
Рафаэль был великим рисовальщиком, который благодаря тональной градации довольно небольших фрагментов рисунка и подчеркнутого поворота образа в противоположную от зрителя сторону или наоборот, заставлял поверить в то, что перед ним действительно трехмерный объект. Образ стоящей на коленях девушки не слишком проработан, но мы без труда ощущаем ее объемы и округлые формы.
Строгие линии рисунка древнегреческой вазы все еще позволяют почувствовать тело богини под облегающим хитоном, складки которого повторяют округлости скрывающихся под тканью форм.
Рисуя клоуна, Пикассо использовал схожий прием: небольших заштрихованных пятен и обозначения складок одежды вполне достаточно для того, чтобы создать впечатление объемов мужской фигуры.