Акварели Тернера

Акварели Тернера отличаются подробной проработкой деталей и вместе с тем написаны широко, смело, свободно. Сочетание как будто противоположных приемов является уникальным свойством художника.

Процесс его письма очень своеобразен. Сохранилось свидетельство человека, присутствовавшего при создании акварели «Сцена на море» 1818 года. «Сначала Тернер обильно смочил бумагу жидкой краской, а затем принялся неистово тереть, скрести, царапать, превратив рисунок в настоящий хаос.

Однако постепенно начало появляться изображение корабля со всеми его мельчайшими деталями.

Виртуозность его акварельной техники достигла вершин около 1840 года. Одной из лучших акварелей с гуашью и выскабливанием по карандашу можно назвать лист «Венеция. Большой канал. Салют», а также «Ярмутский рейд». Прием выскабливания всегда применялся с большим мастерством.

Он служил для передачи ярких пятен света, отражающегося практически от всех объектов изображения. В некоторых своих последних работах он использовал для гуаши коричневый фон бумаги, чтобы ярче передать оттенки света — ламп в театре, факелов или фейерверков в ночном небе.

Акварели Тернера

К концу творческой жизни Тернер оставил более 260 альбомов набросков. Они дополняются многочисленными рисунками, выполненными на отдельных листах бумаги. Его наследие насчитывает около 1900 рисунков и акварельных этюдов, хранящихся в настоящее время в Британском музее.

В 1870 годах, когда его творчеством заинтересовались импрессионисты, уже была известна теория дополнительных цветов и принцип разделения цвета. В 1871 году К. Моне и К. Писарро, побывавшие в Лондоне, были изумлены феерическими красками Тернера. Их поразили цветовые эффекты, благодаря которым английскому мастеру удалось передать впечатление белизны снега.

Они убедились, что превосходные результаты достигнуты им не одной только белой краской, а бесконечными переливами цвета. Импрессионисты признали заслуги Тернера, и отголоски его влияния можно уловить в «Стогах» и венецианских пейзажах К. Моне.

Акварели Тернера

Без изучения английской классической акварели, без знакомства с произведениями лучших ее представителей невозможно овладеть сегодня в совершенстве этой интереснейшей техникой живописи.

Предыдущая статьяПостановка разноплановых натюрмортов
Следующая статьяИскусство видеть мир