Глядя на рисунки Леонардо, осознаешь всю необъятность таланта художника, способного не только видеть острее, чем многие из нас, но и владевшего техническими приемами для выражения своего видения на бумаге. Здесь мы наблюдаем ничем не скованные, то резкие, то мягкие линии серебряного карандаша или мела, очерчивающие различные фрагменты рисунка в сочетании со штриховкой, благодаря чему создается ощущение трехмерного изображения.

Леонардо умело распределяет светотень, используя свой знаменитый прием сфумато (sfumato), что на итальянском языке буквально означает «исчезнувший, как дым». При такой технике эффект глубины и объема изображения достигается с помощью расплывчатых тонов. Искусная градация затушеванных штрихов создает эффект трехмерного изображения.

Эффект объема достигается тоже очень плотной штриховкой, как будто лежащей поверху, она такая мягкая и однородная, что наши глаза поддаются обману. Художник элегантно кладет именно столько тени, сколько нужно, но ничуть не больше. Придется бесконечно долго упражняться, чтобы развить такой навык. И все-таки имеет смысл проявить настойчивость и не отказываться от подобных приемов, которые помогут вам без труда добиться желаемого результата.


На этом увеличенном фрагменте рисунка Пьера Поля Прюдона (1758-1823) мы видим очень правильные меловые штрихи. Целая гамма тонов передана с помощью искусной и скрупулезной штриховки, благодаря чему человеческая фигура выглядит так, словно она освещена сверху. Здесь тоже полутона легли в основном поверх постепенно сменяющих друг друга черно-белых тонов.

Предыдущая статьяУчимся рисовать уши и волосы
Следующая статьяМорис де Вламинк (1876-1958)