Постановка разноплановых натюрмортов возможна при условии разнообразного натурного фонда. Наиболее колоритно и выразительно смотрятся предметы, послужившие человеку, они задают настроение и особый характер натюрморту.
Некоторые излишне яркие драпировки тоже стоит состарить, усложнить цвет, подкрасив анилином. Особо звучные, стихийномногоцветные натюрморты можно поставить осенью.
Предметы, собранные в натюрморте, должны объединяться темой, отличаться по размеру, конфигурации, фактуре. Можно организовать натурную постановку, подчинив расположение предметов форме круга, овала или прямоугольника. Часто натюрморт компонуется в треугольник — наиболее устойчивую геометрическую фигуру, причём вершина его — доминанта (самый высокий предмет) должна быть смещена от середины, чтобы не разваливать композицию по оси симметрии.
Наиболее динамично и выразительно смотрится натюрморт, составленный из нечётного количества асимметрично расположенных элементов. Предметы для постановки должны быть цельные, ясные по конфигурации и цвету, с хорошо выявленным объёмом, различные по материальности. Более крупные, простые по форме предметы ставят на дальний план, для выделения первого плана (композиционного центра) используют предметы небольшие, сложные по форме, фактуре, контрастные по цвету и тону с характером постановки.
Композиция строится на ритме тональных и цветовых пятен драпировок и предметов. Движению внутри картинной плоскости способствуют тональные контрасты: тёмный предмет на светлом фоне, и наоборот. Цветовые и тональные контрасты, наиболее активные ближе к центру, к первому плану постановки угасают по периметру, удаляясь вглубь.
Натурные постановки на сближенную цветовую гамму интересны и сложны в исполнении тем, что необходимо найти тончайшие нюансы, едва ощутимые оттенки одних и тех же цветов — разницу в подобии. За счёт нюансов, игры тёплых и холодных тонов можно создать изящно сгармонированную, тонко сплавленную, мерцающую поверхность. Выразительность в подобных натюрмортах достигается противопоставлением светлых и тёмных, тяжёлых и лёгких, более и менее насыщенных сближенных цветов.
Контрастные натюрморты, составленные на основе гармоничных контрастных пар цветов, привлекают выразительностью красок, единством противоположностей. Богатство, гармония колорита достигается множеством вариаций каждого цвета, широким диапазоном нюансов, прихотливостью их сочетаний. Натюрморты на холодную гамму ограничены колористическим диапазоном только по сравнению с богатством тёплых. Холодные — это не только разнообразные синие оттенки. Любой спектральный цвет, исключая оранжевый, красно-оранжевый, может быть холодным. Кроме того велико красочное разнообразие холодных земляных, серых.