Стилевые формы трактуются как выразительные, смыслонесущие. В настоящее время категория стиля связана с рядом центральных проблем современной науки, в числе которых самоопределение человека и осмысление его деятельности, механизм творчества, универсальное знание, поиск ценностных ориентаций.

Особенно актуальна данная тема в условиях формирования современной научной парадигмы. Назрела необходимость переосмысления и теоретического дополнения общей теории стиля. Зародившись в литературе, языкознании, позднее она распространилась на художественное творчество, музыку. Сейчас тема наиболее актуальна в связи с формированием научных основ дизайна.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с необходимостью формирования общей теории стиля. Основная сложность состоит в недостаточной научной проработке идейной основы. Существующая теоретическая неопределенность, а порой и спорность применения самого термина «стиль» усугубляется многозначностью основных понятий стилистики. Кроме того, в XX в. произошло бурное развитие стилистических направлений, отличных от традиционных «больших стилей» прошлого.

Другая важная задача стилистики связана с междисциплинарностью. Общая теория объединяет различные научные сферы и возможна при разностороннем освещении. Однако проблема объединения узко специализированной научной терминологии разных дисциплин до сих пор не решена. Зачастую такие попытки приводили к упрощению и идеализации знания. Эта задача требует системного подхода.

Такая проблематика ставит исследователей перед необходимостью поиска новых путей решения вопроса о стиле. Для данного исследования выделен следующий комплекс задач:

• формирование структуры общей теории стиля (сущность, природа, границы применимости категории стиля);

• исследование механизма стилеообразования;

• применение общей теории стиля в дизайне.

Выделенная тематика является актуальной для различных научных областей. Решая проблему ценностных ориентаций, стиль отражает функциональную и эстетическую направленность проектирования в дизайне. Исследование механизма развития стиля связано с одной из центральных проблем современного знания, с темой творчества.

Предыдущая статьяДамасский клинок
Следующая статьяКованая мебель: создаем тосканский стиль