В орнаменте, ритмичных подъемах и спусках, чередовании светлого и темного, роста и исчезания, выпуклостей и вогнутостей, проявляет себя инстинктивное ощущение природы.

Так, определенный порядок выражается в ритме и динамике. Определенные знаки превратились в символы высшего порядка.

При помощи таких знаков человек надеялся обрести связь с этим высшим порядком. Существует также множество орнаментов, которые носят чисто декоративный характер и служат для дробления пространства.

Существует большое количество свидетельств того, что человек уже с древних времен и вне зависимости от своего культурного развития и географического положения стремился художественно оформить свое жизненное пространство. Их можно встретить на предметах, использовавшихся в быту, например, на сосудах, а также украшениях и архитектурных сооружениях. При этом орнамент, судя по всему, был одной из самых ранних выразительных форм, на что указывают керамические раскопки раннего палеолита. Независимо от того, преследовал ли человек магические цели или просто желал украсить предметы повседневного обихода.

Свидетельства орнаментального искусства мы находим также в архитектуре Древней Греции и Средневековья — в виде готических капителей с почками и листьями. За пределами Европы в первую очередь архитектура исламского мира уже многие столетия свидетельствует о важной роли орнамента; в Индии и на сооружениях доколумбовых цивилизаций эта форма художественного выражения встречается весьма часто.

Хотя античность всегда влияла на орнаментальное искусство в Европе, каждый стиль, будь то Возрождение, барокко, рококо и т. д., разрабатывал собственную характерную орнаментику. Одной из вершин самобытного орнаментального искусства считается югендстиль.

Как уже было сказано выше, орнамент проник не только в архитектуру, но и украсил предметы обихода, такие как горшки, вазы, текстиль (здесь особенно следует выделить искусство индейцев) и пр. Это одно из преимуществ орнаментального искусства: обработать можно практически любой материал. И древесина — такой материал, который доступен практически в любом уголке мира. Поэтому неудивительно, что сегодня мы встречаем массу образцов орнаментального искусства, выполненных именно из дерева, будь то несущие конструкции крыши, фронтоны, но также и предметы повседневного использования. Выразительные и хорошо известные орнаментальные художественные изделия из древесины — это немецкие резные алтари с переплетениями ветвей и листьев, созданные в конце Средневековья. Эти алтари — всего лишь одна из вершин орнаментального оформления дерева, поскольку, как уже было сказано, это древняя техника, и бытовала она у многих народов. Если говорить об образцах светского искусства, были широко распространены так называемые бирки. В деревянной поверхности вырезали цифры и таким образом имели документ о размере сделанных кем-либо долгов. Этот обычай породил у немцев выражение, которое дословно переводится как «значиться у кого-то на бирке», то есть «быть у кого-то в долгу».

Тот факт, что резьба наряду с росписью является древнейшим и самым что ни на есть изначальным видом украшения дерева, отчасти объясняется тем, что из орудий у человека в распоряжении имелись только линейка, циркуль и нож-резак.

В наши дни мастера, что вполне закономерно, пользуются достижениями прогресса и богатым ассортиментом практичных инструментов. И это тоже одна из целей данной книги — помимо правильной рабочей техники ознакомить читателя еще и с подходящими инструментами и материалами.

Удачный пример выбора подходящего инструмента — желобчатая стамеска. При использовании ножа с прямым лезвием надрез получится негладким и вырезать изогнутую выемку будет трудно. Благодаря желобчатой стамеске выемка выходит будто сама собой. При выборе материала следует учитывать, что древесина — материал живой, имеющий определенное направление волокон, структуру и степень твердости. Правдоподобные изображения технически невыполнимы и не рациональны. Эффективная схема рисунка сводится к самым существенным деталям и оживает благодаря абстрагированию и стилизации!

Особая прелесть орнаментального искусства заключается в том, что определенные формы постоянно повторяются и придают изделиям типичный характер. Одна из причин использования традиционных форм, помимо функции орнамента, в том, что выбор предметов, пригодные для орнаментального искусства, ограничен, поскольку техника деревянной резьбы требует определенной площади поверхности.

Эта книга не ставит целью возродить традиционное народное искусство. Старинный дух орнаментального искусства нельзя пробудить к жизни искусственным путем.

Но тем самым удовлетворяется потребность человека в творческой деятельности. Занятия резьбой по дереву подарят вам душевную гармонию, радость и отдых.

 

Предыдущая статьяКУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Следующая статьяДРЕВЕСИНА КАК РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ