При производстве художественных изделий из недрагоценных металлов используется большое количество медных сплавов (бронзы, латуни, нейзильберы, куниали, мельхиоры и др.). Кроме того, дизайнеры и художники создают художественные изделия из неметаллических материалов. Эти изделия должны быть того цвета, который удовлетворяет взыскательный вкус художника.

Поэтому металлические, деревянные, гипсовые, пластилиновые и прочие модели должны быть изготовлены в нескольких экземплярах. Для получения нескольких одинаковых гипсовых моделей используют основное изделие или по основному изделию изготовляют мастер-модель. Основное изделие (оригинал) или мастер-модель (промодель) выполняет художник, как правило, из глины, пластилина или воска. По ним делается виксинтовая пресс-форма, аналогичная пресс-форме для изготовления восковых моделей.

При получении гипсовых моделей художественных изделий методом свободной заливки растворенного гипса можно использовать два технологических процесса. В первом используется изготовление модели по методу, предложенному В. Б. Лившицем. Во втором — изготовление гипсовой модели в виксинтовых формах. После заливки гипса в виксинтовую форму и его схватывания пресс-форму сразу разбирают, извлекают полученную гипсовую модель и удаляют литник. После сушки гипсовой модели ее окрашивают в желаемый цвет, как правило, аэрозолем.

Пластическая деформация является одной из наиболее распространенных технологических обработок, используемых для изготовления художественных изделий. Чем более пластичен материал, тем эффективнее оказывается его обработка.

Под пластичностью понимают способность твердых тел к развитию пластических деформаций без разрушения под действием внешних сил при напряжениях, превышающих предел текучести.

По классификации профессора Ю. А. Зимина, методы обработки металлов давлением, используемые в художественной области, можно представить следующим образом (табл. 1):

Юрий Андреевич Зимин — доктор технических наук, профессор кафедры обработки металлов давлением и металлургического оборудования, президент Союза кузнецов России.

Наряду с использованием современных, уже известных способов ОМД, существует ряд перспективных технологических проблем, над которыми работает Союз кузнецов России совместно с его региональными отделениями и последователями созданной школы. Среди них можно отметить генерального директора фирмы «Идеал- Стиль» С. В. Козырева, председателя Иркутского отделения Союза кузнецов России В. И. Кондратьева, известного кузнеца-художника М. М. Брюкина, выпускника МГВМИ Г. А. Саргсяна, также дипломников МГВМИ С. Кырлана, Г. Казаченко, Г. Горячева, А. Калинина.

К решаемым технологическим проблемам относятся следующие.

1. Оптимизация условий деформирования заготовок, в частности для художественных изделий.

Эта оптимизация может быть достигнута за счет изменения состояния как инструмента, так и заготовки.

Предпосылкой стало хорошее материальное обеспечение кафедры, которая имеет кабинеты рисунка и живописи, композиции и дизайна, скульптуры и лепки, студию рисунка, форматорскую, лабораторию электрофизических и электрохимических методов обработки художественных изделий и лабораторию художественной обработки материалов. Все кабинеты и лаборатории оснащены современным оборудованием. Это позволяет в рамках одной кафедры осуществлять полный цикл работ — от художественного проектирования до получения готовой продукции.

Третьей предпосылкой успеха работы кафедры является создание оригинальных технологических установок, обладающих параметрами, необходимыми для создания и совершенствования художественных изделий. В частности, при непосредственном участии доцента М. И. Земцова создано девять оригинальных установок для пластического деформирования металла. Получено четыре авторских свидетельства и патента.

Творческая деятельность кафедры развивается в двух направлениях:

1. технологическое, возглавляемое доцентом М. И. Земцовым;

2. художественное, которое возглавляет кандидат искусствоведения, доцент кафедры, член Международной ассоциации искусствоведов Н. В. Кривошеина.

Серия научных работ, выполняемых на кафедре под руководством М. И. Земцова, связана в основном с разработкой и исследованием технологических процессов изготовления тонкостенных изделий сложного дизайна из металлических материалов методами пластического деформирования с использованием подвижного формообразующего инструмента (подвижной среды). К таким методам относятся, в частности, электрогидроимпульсная штамповка (ЭГИШ) и сверхпластическая формовка (СПФ).

Сверхпластичность — это способность металлических материалов к очень большим равномерным пластическим деформациям в условиях высокой устойчивости пластического течения. При этом реализуется высокое сопротивление локализации деформации.

Это явление оказалось весьма перспективным, как показал М. И. Земцов, при формообразовании тонкостенных изделий, изделий переменного сечения, при изготовлении изделий художественного и технического назначения. Оно применимо для серийного, мелкосерийного и единичного производства.

Явление сверхпластичности проявляется лишь в определенных скоростных интервалах пластического формирования. В работах М. И. Земцова были рассчитаны и определены оптимальные деформационно-скоростные интервалы получения художественных изделий (термосов, ваз, многогранных ларцов и др.).

Что очень важно — расчет был осуществлен с учетом изменения состояния материала в процессе деформации.

Предыдущая статьяЛитье по выплавляемым моделям с принудительной заливкой
Следующая статьяОсновная задача декоративно-прикладного искусства