В эпоху мезолита человек продолжал использовать кремень, кварц, а также обсидиан (вулканическое стекло), яшму, кристаллические сланцы. Все они отличались высокой твердостью, образовывали при сколе острый край или иглоподобное окончание. Из таких камней трением камня о камень изготавливались примитивные ножи, скребки, наконечники стрел и копий, первые инструменты для камнерезного дела. Обработка камней, особенно таких твердых, как алмаз и рубин, изумруд и топаз, гранат и кварц, вызывала большие затруднения, так что самоцветы долгое время вставлялись в украшения в необработанном виде или в виде кабошонов — округлых полусферических вставок. Проще было с органогенными материалами: жемчугом, кораллами, янтарем — они либо не требовали обработки, либо по причине мягкости легко сверлились и резались.
В течение неолита началась повсеместная обработка каменных орудий — сверление, пиление и шлифование с помощью каменных же инструментов или каменных порошков. Непременными атрибутами богатых шумерских собственников в Месопотамии были печати цилиндрической формы, на поверхности которых или на одном из срезов делались углубленные рисунки, ставились цифры или буквы. Печати делали из яшмы, агата, иногда из рубина или изумруда. Рисунок на них наносился камнерезами с помощью заостренного более твердого камня или каменного порошка. Такие углубленные рисунки на камне называют «инталии». Вместе с выпуклыми каменными миниатюрами — камеями — инталии образуют семейство гемм — замечательных резных изделий. Возникнув как знаки собственности, геммы впоследствии стали применяться также как амулеты и украшения, превратились в особую разновидность прикладного искусства — глиптику, сохранившую свою актуальность до сегодняшнего дня.
В более поздние исторические эпохи использование камня в дизайне зависело от природных возможностей и культурных традиций разных стран. Так, в Египте, располагавшем собственными месторождениями золота, облицовочного, поделочного и ювелирного камня, изготавливались всевозможные пекторали, изящные фигуры птиц из золота со вставками из хризолита, малахита, амазонита, серпентина, сердолика, горного хрусталя, вазы из алебастра, украшенные рисунками и орнаментами.
В Китае наибольшей популярностью пользовался нефрит — белый или зеленый камень, который применяется и сейчас. Ценность нефрита в древнюю эпоху определялась в первую очередь его высокими механическими свойствами. Сопротивление нефрита раздавливанию на 15 % больше, чем стали. Поэтому, когда на одном большом заводе в Германии попробовали раздробить глыбу нефрита паровым молотом, разрушилась стальная наковальня, а не камень.
Каменные орудия из нефрита отличались большой прочностью. Нефритовые топоры не ломались при рубке деревьев и крупных костей, наконечники копий и стрел из нефрита служили охотникам очень долго.
Из нефрита в Китае делали различные украшения, статуэтки, амулеты, знаки власти царя и чиновников, письменные принадлежности.