Месторождения тугоплавких глин в долине Рейна и обилие дров позволяли получать плотно спеченные изделия при температуре, превышающей 1100 °С. Изделия декорировали так называемыми соляными глазурями — многократно забрасывая в печное пространство каменную соль. В результате изделия покрывались тонким слоем жидкости эвтектического состава, превращающейся при охлаждении в стекло.
Из каменной керамики, производимой в районе города Метлах, получали прочные напольные плитки; до последнего времени в России подобные изделия назывались метлахскими.
В XVI в. в голландском Дельфте возникло производство фаянса, подражавшего китайскому фарфору с подглазурной кобальтовой росписью. Во второй половине XVII в., добившись высокого качества изделий и преодолев влияние китайского декора, мануфактура переживала пик расцвета. Плитки и посуда из голландского фаянса стали самыми популярными в Европе керамическими изделиями .
В XVI—XVII вв. возникли и стали активно развиваться центры производства гончарной и каменной керамики в Англии. Большинство производств было сосредоточено в графстве Стаффордшир. Именно там в XVIII в. появились имена, прославившие английскую керамическую промышленность, такие, как Веджвуд и Споуд. Они основали производства с современным уровнем технологии, переняв самые передовые приемы декорирования и обжига и изобретая новые разновидности каменных масс, тонкого фаянса и позже — мягкого фарфора.
Особенно продуктивно работал Веджвуд, разработавший целый ряд цветных каменных масс, в том числе знаменитую массу джаспер , основавший фабрику «Этрурия» для выпуска изделий специального дизайна. Сервизы из его «сливочного фаянса» поставлялись королевскому английскому двору и заказывались другими европейскими монархами, в том числе русской императрицей Екатериной II.
Англия XVIII в. — времени начала промышленной революции — внесла многое в технологию керамики: использование паровых машин для измельчения сырья, формование и оправку на механических станках, декорирование методом декалькомании и многое другое.