Если передний план получился удачно, он поведет ваш глаз дальше в глубь картины, и тогда вы почти наверняка поймете, что рассматриваете средний план. Я полагаю, что это сердцевина или главная часть большинства пейзажных ‘композиций и во многих случаях она включает в себя самые крупные фрагменты или притягивает взгляд благодаря своим объемам или расположению по центру картины. Возможно, средний план включает в себя именно те особенности, которые вдохновляют автора и подталкивают его к изображению именно этого образа. Иногда он полон любопытных подробностей, которые приучают ваш глаз находить что-то новое в композиции. Часто именно в этой части картины сильнее ощущаются гармония и интенсивность цвета. Кроме того, обычно, но не всегда, мы можем прочитать здесь историю картины.
Центр картины неудержимо привлекает взгляд, который, несомненно, будет снова и снова возвращаться туда, сколько бы раз ни пробегал он по переднему или заднему плану. Средний план только в одном случае может отчасти лишиться своей значимости: если художник примет решение свести его к очень малым пропорциям, чтобы открыть небо. Если же пропорции неба не подчеркнуты, глаз естественным образом вернется на средний план.
Давайте сравним два очень разных подхода к изображению среднего плана. Чтобы акцентировать область среднего плана, я нанес на передний план вертикальную штриховку, а протяженный задний план обозначил пунктирной линией.
Центральная часть рисунка по картине Джона Нокса (1778-1845) включает в себя все точки притяжения. Перед нами — красивая, усаженная деревьями долина и луг с несколькими домиками, которые ведут наш глаз к устью реки.
Там посередине реки взгляд внезапно натыкается на крохотный дымящий пароходик, из тех, первых, что когда-то курсировали по шотландской реке Клайд, завитки дыма четко вырисовываются на поверхности блестящей воды. По ту и другую сторону от него, создавая изящный контраст, на воде возвышаются морские суда. Хотя средний план занимает меньше половины плоскости картины, его интересная компоновка и ощущение движения удерживают наше внимание.
На рисунке по картине Констебля с изображением дома его дяди в Ист-Бергхолте мы не наблюдаем ни единой попытки сгруппировать или изобразить в классическом стиле жилые постройки. Констебль считал, что нужно оставаться верным реальности изображения, а не изменять композицию, следуя веяниям времени. В результате средний план картины используется очень откровенно, в духе неоклассицизма. Наш взгляд ведет в глубину картины диагональ новой стены, отделяющей обычный темный передний план от среднего плана. Небо и верхушки нескольких деревьев относятся к заднему плану. Обратите внимание на то, что отдельные участки неба затенены деревьями, изображенными на среднем плане.
Все убеждает нас в том, что основное внимание сосредоточено на среднем плане, там, куда влечет наше любопытство вид построек, акцентированных небольшим пространством с садом. В композиции картины гораздо меньше случайного, чем в других произведениях той же эпохи, что, между прочим, не лишает ее смелости.