Редко доводилось мне видеть столь блестяще переданное линейным рисунком и тушью человеческое тело, как в работах художника Гверчино. Линии его рисунка крайне лаконичны, кажется, что он был очень быстро выполнен с натуры.

Плавные линии делают тело осязаемым в пространстве, отличаясь при этом изумительной лиричностью. Попробуйте рисовать так же быстро, не заостряясь ни на чем, за исключением самых значимых деталей, но передавая ощущение объекта минимальным количеством линий.

Нарисуйте что-нибудь с натуры, чтобы понять, как работать в подобной технике.

Лицо подчеркнуто резкими штрихами, придающими его чертам большую эмоциональность и усиливающими эффект объемности.

Торс едва обрисован, что не мешает, однако, увидеть возвышенность груди и выпуклость живота с заштрихованным углублением пупка.

Небрежные линии, изображающие одеяние, скрывающее очертание девичьего колена, являют собой блестящий образец скоростного рисования, которое так легко узнать, но так сложно повторить… Постарайтесь сделать это быстро.

Эти два рисунка пером и тушью, сделанные в подражание Гверчино, являют собой пример графической передачи разрушительного действия старости, хотя и не указывают с точностью возраста персонажей. Я пытался имитировать приемы Гверчино, местами пользуясь смелой штриховкой (волосы и капюшон) из неопределенных, обрывистых линий.



Похожие на проволоку жирные штрихи создают текстуру довольно непослушных волос и кажущейся грубой кожи лица.

Текстура деталей лица создает несомненный эффект в морщинистой коже этого потрепанного жизнью человека. Она настолько выразительна, словно мы ощущаем кожу на ощупь.

В совершенном оригинале этого выполненного тушью рисунка Якопо Тинторетто(1518-1594) контуры фигуры аккуратно очерчены. Кривые линии торса передают ощущение мускулатуры модели. Рисунок не изобилует деталями, но в достаточной степени убеждает глаз в силе этого тела, каждая мышца которого будто пульсирует под кожей. Жесткие тени позволяют угадать форму.

Рисунок Микеланджело гораздо мягче по своей текстуре, так как выполнен в полутонах, а не только отдельными штрихами, как рисунок Тинторетто. Такая текстура делает фигуру более осязаемой.

В этом рисунке великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти (1483-1520), возможно, под влиянием работ Микеланджело использовал особую технику, характерную для его эпохи. Выполненные тушью, ясно очерченные контуры и штриховка с легкой текстурой очень точно передают образ, не позволяя усомниться в формах и объемности модели. Это хороший, хотя довольно сложный, прием для начинающего рисовальщика, овладение которым требует практики и настойчивости.

Двойной портрет Рембрандта ван Рейна (1606-1669) с супругой выглядит несколько странно из-за того, что жена изображена позади него. Вероятно, художнику пришлось воспользоваться зеркалом, чтобы нарисовать себя вместе с женой, поэтому в перспективе она, естественно, смотрится как бы на удалении. Рембрандт постарался сгладить это впечатление, затенив собственное лицо и ярко высветив лицо жены. Обратите внимание на плотность текстуры рисунка там, где художник хотел добиться эффекта, сходного по фактуре с тональной живописью. Текстура штриховки тушью создает впечатление черной тени, отброшенной полями шляпы на лицо мужчины, тогда как женское лицо намного светлее и благодаря пунктирной текстуре кажется мягче.

Предыдущая статьяДжованни Батиста Тьеполо (1696-1770)
Следующая статьяАристократическое искусство