Живопись Киевской Руси Живопись после нашествия монголов Живопись 17 века 1)Живопись Киевской Руси Характеристика: тесная связь с христианством и культурным строительством. Фрески – живопись водяной краской по сырой штукатурке. Основные темы – изображения святых, сцен из евангелия, изображение светских лиц и бытовых сцен. Фрески Софийского собора в Киеве.
Мозаика делалась из кусочков цветного стекла. В основном не использовалась самостоятельно и отдельно, а только как украшение декоративно-прикладного искусства. Самая известная мозаика изображение огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся») в Софийском соборе в Киеве. Иконы – главное в церкви. Пришли из Византии и появились на Руси в 12 веке.
Самая известная икона Владимирская Богоматерь. Наиболее известные школы иконописи: Новгородская Псковская Московская Ярославская Киевская
Характерные особенности икон: Символика жестов Символика цвета Плоскостная композиция Иконы Спас Нерукотворный и Ангел Златые власы.
2)Живопись после нашествия монголов Характеристика: заметное усиление светских элементов и стирание границ между школами. В иконописи господствует московская школа и становится основной общенациональной. Крупнейшие живописцы Дионисий и Андрей Рублев («Троица»). Они сделали фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Появление книжной миниатюры. Ее рисуют уже не на пергаменте, а на бумаге. Характерные черты – изображение бытовых сцен и многоплановость композиции, особая роль отводится Богоматери, отход от классических норм, появление интереса к реальным историческим лицам и событиям (изображали царей по древним образцам).
Фрески Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице 3)Живопись 17 века Интерес к человеческой личности. Господствие годуновского и строгановского( купеческий род Строгановых) письма.
Годуновский стиль – ориентация на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону. Строгановский стиль – искусство иконной миниатюры. Черты: Тщательное и мелкое письмо Тонкий виртуозный рисунок Изысканность Богатство орнаментации Использование золота и серебра
Прокопий Чирин – известный представитель строгановской школы.
Появление реализма, слияние строгановского и годуновского стиля. Все это развивалось в творчестве представителей Оружейной палаты. Например, Симон Ушаков «Троица» и его ученики Восстановление храмов после времен смуты возродило небывалый интерес к фрескам. Зарождение жанра портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц как святых на иконах называется парсунами.
Портреты царя Федора Ивановича и Скопина-Шуйского.