Любой вид деятельности целесообразен, только если его выгода равна или превышает затраты. в дизайне принцип «затраты-выгода» обычно применяют для оценки возможных финансовых прибылей, связанных с его новыми характеристиками и элементами.
Принцип «затраты-выгода» можно также использовать для определения качества продукта с точки зрения потребителя. Если связанные с разработкой продукта затраты превышают выгоду от его внедрения, можно сделать вывод, что проект нецелесообразен. Если выгода от создания дизайна превышает затраты, значит, проект успешен.
Например, чтобы посетить музей и ознакомиться с его экспозицией, вам необходимо пройти некоторое расстояние, которое потребует определенных затрат. Степень интереса к выставке — это выгода. Если степень интереса выше «стоимости» пройденного расстояния, это означает, что проект выставки хорош.
Используя принцип «затраты-выгода» можно оценить качество каждого аспекта разработки. Сколько времени уходит на то, чтобы прочесть и понять сообщение? Когда можно сказать, что на сообщение затрачено слишком много времени? Какое количество операций считается слишком большим, когда мы задаем программу записи на видеомагнитофоне?
Когда можно сказать, что веб-страница загружается слишком долго? Ответ на все эти вопросы зависит от результатов взаимодействия «человек-машина» («человек-дизайн»). Так, считается, что максимально допустимое время загрузки вебстраницы составляет 10 секунд. Однако этот средний показатель выведен на основе времени, которое затрачивается на отображение большинства загружаемых страниц.
Выгода от получения образа веб-страницы может компенсировать «стоимость» загрузки продолжительностью более 10 секунд. И наоборот, неинформативная страница не сможет компенсировать стоимость любого количества времени, затраченного на загрузку.
Снижение затрат на взаимодействие «человек-машина» («человек-дизайн») повышает качество разработки, но нельзя упрощать ее в пределах допустимых затрат, не учитывая выгоды от взаимодействия «человек-машина».
Самая распространенная ошибка связана здесь с неправильным пониманием, какие аспекты системы воспринимаются как затраты, а какие — как выгода. Так, специально разработанные характеристики или элементы нового продукта зачастую никогда не используются, потребители их не замечают.
Во многих случаях такие характеристики и элементы увеличивают стоимость взаимодействия «человек-дизайн», поскольку усложняют систему. Чтобы избежать подобной ситуации, в реальной среде проводятся исследования аналогичных продуктов. Если по каким-либо причинам оценить соотношение «затраты-выгода» невозможно, то еще на этапе проектирования испытывают функциональные характеристики продукта с привлечением к процессу фокусных групп.
Учитывайте принцип «затраты-выгода» во всех аспектах дизайна. Не принимайте решения, исходя только из затрат на разработку и производство продукта, без учета выгоды, которую может дать взаимодействие «человек-дизайн». Наблюдайте, как воспринимает затраты и выгоды ваша целевая аудитория (наблюдение за фокусными группами), и не упускайте из вида функциональности продукта.
Пользователю реклама в Интернете в виде всплывающих окон кажется затратной и невыгодной. Но если выполнить достойный дизайн рекламных объявлений, расходы можно сократить, а выгоду увеличить, поскольку повысится вероятность того, что глядя на всплывающую рекламу люди испытают позитивные эмоции.
Баннер иллюстрирует метод креативной интерактивности. Вне зависимости от предложения — стрельба по вирусам, игровые автоматы или игра в слова — эти дополнения компенсируют время и внимание, затраченные на просмотр рекламы.