Визуально-пространственный резонанс

Явление, при котором изображение достигает оптимальной четкости благодаря резонансу между пространственной частотой изображения и расстоянием от наблюдателя до изображения.

Интерпретация изображений предполагает взаимодействие между визуальной информацией, полученной благодаря зрению, и информацией, хранящейся в памяти.

Процесс начинается с глаз: определяется положение главных линий, краев и границ изображения, выполняется сличение с образцами этих элементов, хранящихся в памяти, а затем происходит обработка изображения в режиме «вперед-назад» (взаимодействие глаз и памяти с повышением детализации), пока процесс интерпретации не будет завершен полностью.

Видимость линий, краев и границ изображения — функция пространственной частоты изображения и расстояния до наблюдателя. Изображения, полученные при большом значении пространственной частоты, кажутся с четкими контурами с небольшой детализацией между краями. Изображения с высокой пространственной частотой легко интерпретируются на близком расстоянии, но с большого расстояния не распознаются.

Изображения с низкой пространственной частотой кажутся расплывчатыми со слабой детализацией контура. Изображения с низкой пространственной частотой не видны с близкого расстояния, но легко распознаются издали. Если объединить изображения с различными пространственным частотами, то получится гибридное изображение, которое производит удивительный эффект.

Возможно, первым известным примером гибридного изображения является неуловимая улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Если смотреть на картину прямо и с близкого расстояния, улыбка у Моны Лизы незаметна. Однако если на картину посмотреть под углом или издалека, то будет заметна легкая улыбка. Этот эффект возникает в результате двух различных выражений, изображенных в различных пространственных масштабах, — рот без улыбки изображен с высокой пространственной частотой и доминирует при рассматривании картины, если смотреть на нее прямо; улыбающийся рот изображен с низкой пространственной частотой, который доминирует, если смотреть на картину сбоку.

Хотя Леонардо да Винчи не мог знать о достижениях современной науки в области визуально-пространственного резонанса, похоже, что он понимал практический эффект затенения — на изображении Моны Лизы эффект едва заметной улыбки достигается применением затененных участков в углах рта. Эта техника была усовершенствована для создания эмоциональной неоднозначности выражений лица, то есть когда наблюдатель пристально вглядывается в изображение, ему кажется, что оно трансформируется.

Рассматривайте визуально-пространственный резонанс как средство увеличения пропозициональной плотности статических изображений, повышения интереса к рекламным плакатам и щитам, скрытия определенных частей текста или графической информации и создания эмоционально неоднозначных выражений лица на картинах или фотографиях.

Хотя совершенно ясно, что визуально-пространственного резонанса можно достичь, используя гибрид двух разных изображений, пока не ясно, являются ли два изображения пределом, то есть является ли визуально-пространственный резонанс бимодальным явлением или же оно мультимодально, то есть потенциально может включать любое количество изображений.

На этом совмещенном изображении два портрета известных людей представлены с разной пространственной частотой. Вблизи можно увидеть только Альберта Энштейна (высокая пространственная частота). Отойдя подальше, можно увидеть только Мэрилин Монро (низкая пространственная частота). Определение расстояния, при котором четкость каждого изображения будет оптимальной, — отличительная черта визуально-пространственного резонанса.

 

Предыдущая статьяПринцип неопределенности (Uncertainty principle)
Следующая статьяНика Зупанк (Nika Zupanc)