Том Свимм

Вода — прекрасный объект для изображения, поскольку она имеет свойство принимать самые разные формы — от стремительных пенящихся порогов на реке до зеркальной поверхности тихого пруда. Используйте короткие удары кистью в разных направлениях и густую краску, чтобы получить изображение вспененной воды, и мягкие плавные мазки жидкой краской для передачи воды в ее спокойном состоянии. Также помните, что вода отражает все, что находится над ней, включая небо; при этом размер, очертания и цвет отражений будут зависеть от состояния воды. Так, в бурном потоке отражения объектов будут изменчивыми и прерывистыми, в то время как в тихой заводи пруда предметы будут отражаться, как в темном зеркале.

Прекрасный урок выполнения рефлексов на воде Том Свимм предлагает на примере этюда простой лодки. Так как поверхность воды отмечена легкой рябью, художник использует комбинацию гладких сплавленных мазков и коротких разрозненных ударов кистью. Отражение лодки в воде наиболее спокойное на границе поверхности, наоборот, чем дальше от этой границы, тем очертания отражения становятся все более изломанными.

Цветовая палитра:

кадмий красный, бриллиантовая желтая, сиена жженая, кадмий красный светлый, церулеум, телесная, серая Пэйна, фиолетовая ФЦ, прусская синяя, сиена натуральная, травяная зелень, виридоновая зеленая, белила, охра желтая.

Шаг первый. Убедившись, что набросок меня вполне удовлетворяет, я выполняю подмалевок жидкой размывкой с помощью большой кисти. В первую очередь я наношу основные контуры лодки и ее отражения смесью охры желтой, кадмия красного и сиены жженой. На этой стадии я использую совсем немного пигмента, чтобы полностью не скрывать набросок, с линиями которого я еще буду сверяться. Затем я добавляю немного серой для изображения затененных участков лодки, а воду, используя мягкие мазки, пишу различными смесями прусской синей, ви-ридоновой зеленой, травяной зелени, церулеума и фиолетовой ФЦ. На этой стадии я покрываю весь холст тонами, которыми буду продолжать работать над картиной, стараясь сохранять «колористическую гармонию».

Шаг второй. Я прорабатываю воду, постепенно усиливая интенсивность каждого оттенка. Хотя законченная лодка будет практически белой, я использую гораздо более темные тона, намечая ее отражение, смешивая некоторые краски, которые я брал для изображения воды, с красками, которыми пишется лодка -охрой желтой, ализарином малиновым и сиеной жженой. Таким образом строится темно-синяя тоновая гамма лодки, что создает иллюзию глубины и прозрачности.

Шаг третий. Для выполнения рефлексов для отражения лодки на воде я добавляю сиену жженую и сиену натуральную к смеси церулеума и виридоновой зеленой. Затем я придаю красный оттенок теням смесью кадмия красного, кадмия красного светлого и серой Пэйна. Взяв плоскую кисть среднего размера, я пишу рябь на воде. Для красной полосы отражения я смешиваю кадмий красный, кадмий красный светлый и серую. Для изображения основной части корпуса использую смесь охры желтой и кадмия красного. И опять я сплавляю мазки, чтобы создать иллюзию движения лодки на воде.

Шаг четвертый. Теперь я пишу сидения и доски, из которых сколочена лодка, смесью кадмия красного светлого и телесной. Затем я прописываю лодку светлой густой смесью белил и бриллиантовой желтой. Я наношу краску свободно, меняя направление ударов кисти для создания определенной фактуры. Тщательность письма очень важна, но не тратьте слишком много времени на проработку какого-то одного участка: я не хотел бы сделать цвета слишком напряженными. Аккуратно работая кистью, я стараюсь скорее создать образ предмета, чем приблизиться к фотографической конкретности. В действительности слегка незавершенный вид производит гораздо более глубокое впечатление, чем сугубо реалистическое изображение.

Шаг пятый. Теперь я акцентирую отдельные волны на воде, используя четыре близкие по тону смеси (см. Шаг первый). Я веду работу сверху вниз, располагая более светлые тона поверх темных, что и сообщает изображению глубину и контрастность. Я оставляю нижний слой более темных тонов слегка открытым, чтобы волны получились более объемными. Затем я наношу тонкий лессировочный слой телесным цветом на участках, освещенных солнцем, и определяю тени смесью серой Пэйна, телесной и церулеума. Затемнив эту смесь, я пишу две декоративные полосы по верхнему краю внешней стороны корпуса. Для красной полосы между ними я использую смесь кадмия красного светлого и серого, нанося их легкими мазками.

Шаг шестой. Я продолжаю прорабатывать белилами корпус лодки. Добавляя светлые рефлексы и отражение на воде и конкретизируя элементы внутри лодки, я окончательно гармонизирую колорит полотна. В заключение одним штрихом я уточняю линию веревки и добавляю несколько светлых бликов на воде в верхней части картины.

Изображение рефлексов в текущей воде

Чем быстрее течение, тем сильнее будут искажены очертания предметов, отражающихся в воде. Работая над отражениями, старайтесь не очень их усложнять. В противном случае они будут выглядеть не очень реалистично. В качестве заключительного аккорда, чтобы выявить игру света в, водной ряби, добавьте вкрапления цветов отдельными мазками.

Предыдущая статьяТональные переходы цвета
Следующая статьяПриемы нанесения масляных красок