Костюмы А. Экстер

А.Экстер никогда не декларировала отказ от собственно художественных формально-эстетических поисков и замену их утилитарно-конструктивными разработками. В ее конструктивистских композициях для театра было столько же функционально-конструктивных моментов, сколько и чисто художественно-композиционных.

Все это сказалось и на ее работе в области одежды, где сквозь рациональные поиски прорывался ее бурный художественный темперамент и проявлялся безупречный вкус. В начале 1920-х годов Экстер активно включается в разработку современного костюма, работая сразу в двух направлениях—создание эмоционально-ббразных костюмов с учетом индивидуальности потребителя и создание рационального костюма.

В 1923 году Экстер выступает на страницах журнала «Ателье» со статьей «В конструктивной одежде»: «Вопрос о новой форме—стоит на очереди дня, так как в подавляющем большинстве у нас преобладает трудовой элемент, одежда должна быть приспособлена для трудящихся и для того вида работы, которая в ней производится <…> Вещь, сделанная из того или иного материала, подчиняется его законам. Беря ткань для той или другой формы, необходимо считаться с ее плотностью, весом, упругостью, шириной и цветом».

В том же 1923 году в двух номерах журнала «Красная нива» публикуются проекты рациональной одежды Экстер, сопровождаемые ее текстами. Первая ее заметка озаглавлена «Простота и практичность в одежде».

«Современной «моде»,—пишет она,—меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую по своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм, как прямоугольник, квадрат, треугольник; ритм цвета, вложенный в них, вполне разнообразит содержание формы.

Типы одежд, представленные на этой таблице, являются вполне утилитарными, так как состоят из ряда частей и, надевая или снимая их, человек видоизменяет как самую форму, так и ее назначение. Исполненные в самых простых материалах (холст, сатинет, рединка, кустарный шелк, сырец, шерсть), одежды эти, легко видоизменяясь, не могут надоесть, и человек, одетый в них, при желании всегда может изменить и силуэт одежды и ее цвет, так как отдельные части ее разного цвета».

Интересно описание Экстер женской служебной прозодежды, представленной на второй таблице. Она «состоит из нижней рубахи с рукавами мягкого и легкого материала и манжетами из кожи, как наиболее целесообразными для канцелярского труда. Поверх рубахи надевается длинная безрукавка из материала другого цвета с карманами и поясом также из кожи.

Для лета верхняя часть (безрукавка) снимается; снимаются и манжеты, обнажая руки (для чего и делаются перехватывающие обнаженные руки переплеты вокруг манжет)». Пристрастие Экстер к сложным трансформируемым вариабельным комплектам и стремление сочетать идеи прозодежды с образно-эмоциональным решением внешнего облика проявились и в созданных ею костюмах для кинокартины «Аэлита» по роману А. Лолстого, действие которого происходит на Марсе, где, по замыслу автора, господствует механизированное производство.

В костюмах марсиан переплетаются идеи прозодежды и спецодежды (воин, астроном, инженер, хранитель энергии и т. д.) с технизированными формами и эмблемами, а также с кубистически-конструктивистскими элементами.

Предыдущая статьяПрактика и теория Н. Ломановой, эскизы В. Мухиной
Следующая статьяТеория движущейся формы Г. Крутикова