Высокий декоративный эффект достигается при соотношении плотностей, равном 2,24 и более, использовании в качестве абразива микростекло-шариков размером 20—80 мкм, угле атаки воздушно-абразивной струи, равном 90°.

Наибольший съем древесины дуба и ореха при воздушно-аб- разивной обработке достигается при длине абразивной струи 15 мм, древесины сосны — 45 мм рациональные рабочие давления воздуха составляют 0,4—1,5 МПа.

При иглофрезеровании наиболее выразительный рисунок приобретает древесина сосны, наибольшая глубина рельефа достигается при выходе инструмента от 1—2,5 мм, числе оборотов 3000—3500 в минуту, подаче от 3 м/мин и угле захвата подающего валка от 16°. Шероховатость при чистовой обработке снижается в 2—2,5 раза, наиболее высокая степень блеска обеспечивается при обработке полимероабразивной щеткой с выходом от 1 до 2,5 мм.

Эстетическая выразительность изделий с рельефной текстурой в значительной мере зависит от гармоничного сочетания рельефа и лакокрасочного покрытия. То или иное покрытие может либо усилить, либо, наоборот, ослабить эстетичность рельефной поверхности. Влияние покрытия на эстетические свойства рельефной текстуры в литературе не изучено.

Старшим преподавателем Т. В. Конягиной выполнено исследование, позволившее установить изменение степени выраженности рельефа в зависимости от его глубины, способов обработки видов покрытий и условий наблюдения.

Наиболее выраженным оказался высокий рельеф (Rmmax = 1,2—1,9 мм) с черным глянцевым покрытием, наименее выраженным — «низкий» (Rm max = 0,6 мм) с белым матовым покрытием. Отмечено, что воздушно-абразивная обработка в сравнении с иглофрезерованием позволяет получать более высокие эстетические свойства. Имитационное окрашивание Известны высокие эстетические свойства, так же как и высокая стоимость, ценных пород древесины. Имитационное окрашивание малоценных пород древесины позволяет приблизить их эстетические свойства к свойствам более ценных пород и существенно уменьшить стоимость изделий. Известные способы имитационного окрашивания имеют определенные недостатки. Аспирант Е. В. Каргашина изучает новый способ окрашивания с использованием электрического тока.

Раствор красителя под действием электрических сил перемещается от одного торца заготовки к другому по анатомическим элементам древесины. Пигменты осаживаются на стенках, усиливая их тональность или изменяя цвет. Ранняя и поздняя древесина годичного слоя окрашивается неравномерно, поздняя насыщается в большей степени, чем ранняя. В результате по всему объему заготовки создаются четкие линии и интенсивный цвет текстуры, причем даже на породах, которые характеризуются как белые, невыразительные, — липе, осине и др. Окрашивание по всему объему обеспечивает текстурный рисунок на всей поверхности обработанного резанием изделия.

Разные виды красителей позволяют получить различные эффекты на срезе: гладкую заливку, полосчатый и штриховой рисунки текстуры.

Гладкая заливка получается при применении травящих составов (солей, кислот), которые вступают в химическое взаимодействие с дубильными веществами древесины. Полосчатую текстуру обеспечивает пропитка жидкими органическими красителями (анилин): его дисперсность позволяет растекаться по тканям древесины, усиливается тон поздней древесины по отношению к ранней, четко проявляется текстура. Штриховой рисунок дают крупнодисперсные и вязкие красители: они неравномерно осаждаются на стенках сосудов, а на срезе определяются как яркие штрихи.

Электрический ток очень быстро разогревает древесину, температура, соответствующая наибольшей интенсивности процесса пропитки, составляет 80 °С. Повышение температуры приводит к необратимым изменениям структуры древесины, которые тормозят поглощение и испарение влаги.

Предыдущая статьяВысокая точность воспроизводства идентичных элементов
Следующая статьяИсследование гравирования драгоценными металлами с использованием всечки