Левкас приготовлен из смеси с тремя ингредиентами: мела, коллагенового клея и меда. Коллагеновый клей — животный, содержит белковое вещество коллаген. В качестве его был использован желатин.
Для приготовления левкаса в него всыпали порошок мела до получения жидкой сметанообразной массы, а затем добавили небольшое количества меда, которое улучшает эластичность левкаса. Затем левкас был слегка подогрет и аккуратно нанесен на поверхность паволоки, а для приобретения поверхности фактуры его притирали ладонью руки.
Второй слой левкаса также нанесен теплым, но уже с помощью деревянного шпателя, и в течение 48 часов грунт выдерживался в режиме сушки. Просохший левкас выравнивался ребром металлического ножа, а на неровные места наносился слой левкаса с помощью шпателя, заравнивая шероховатость полученной поверхности, которая после высыхания обработана шлифовальной бумагой. Затем приготавливалась темпера. Для этого свежее куриное яйцо разбивается с тупого конца, что обеспечивает выход желтка в неразорванном виде. Желток помещают на ладонь и промывают под слабой струей воды.
После этого на нем прорывали пленку и придерживали пальцами, а желток стекал в стеклянную банку, в которой его перемешивали до полного растворения со скорлупой, промытой и доверху наполненной хлебным квасом. Срок хранения полученной эмульсии не превышал четырех суток, так как после этого она быстро портилась.
Для приготовления темперы использованы натуральные минеральные пигменты, которые, предварительно залитые водой для впитывания влаги, тщательно перетирали с эмульсией в керамической неглубокой плошке. Если затирку уже можно было делать пальцем руки, то это свидетельствовало о готовности темперы к работе.
Список с иконы «Святой апостол Павел» выполнялся без предварительных эскизов, с соблюдением принципа соподчинения второстепенного главному, т. е. принципа иерархичности. Это позволило с самого начала работы решить проблему соотношения основных цветовых пятен композиции и наиболее полно подчеркнуть центр иконописного образа — лик святого. При этом весь процесс выполнения иконы проходит следующие этапы:
• роспись — прорисовка всех гвент;
• наложение пробелов — высветление одежды;
• охрение — наложение высветлений на лик, волосы и окончательная отделка лика.
В выполненной работе чистый цвет практически не применен. Нужный цвет достигался путем добавки к темпере небольшой массы другого цвета. Промежуточные тона, как и основной, получены в керамической емкости путем тщательного перемешивания темперы. В процессе работы темпера различных тонов налагалась послойно, только после того, как предыдущий слой тщательно просушен. Применение яичной темперы как краски для живописи, которая благодаря своей прозрачности обеспечивает просвечивание белого левкаса, придало в выполненном списке особую светоносность образу святого апостола Павла, несмотря на плотность положенной темперы.