Последняя группа проблем в изучении природных минералов и горных пород для использования в дизайне является относительно новой. Список камней, художественно-декоративные свойства которых вывели их из разряда ординарного каменного материала в разряд материала, пригодного для дизайна, складывался в течение многих столетий в значительной степени стихийно. Интерес к конкретным природным камням то нарастал, то угасал и всегда находился в зависимости от экономического развития, стиля и моды тех или иных стран и эпох.

На протяжении всего XX в. интерес к природным камням в целом шел на убыль, поскольку в дизайне им нашлось немало конкурентов. Однако к концу столетия стилевые тенденции стали меняться, и кривая интереса к природным материалам снова уверенно пошла вверх. При этом кардинальные изменения в дизайне одежды, предметов быта и культа, монументальной живописи, дизайне архитектурной среды потребовали расширения реестра камней, традиционно используемых в художественном проектировании.

В первую очередь это сказалось на отношении к традиционной сортности каменного материала. Достаточно часто при изготовлении ювелирных и камнерезных изделий художники и дизайнеры стали использовать камень, считавшийся для подобного рода работ непригодным из-за своего цвета или дефектов, однако на деле оказавшийся более интересным для удовлетворения новых стилистических тенденций, чем высокосортные разновидности того же камня. В качестве примера можно привести работы иркутских художников-камнерезов Аркадия и Натальи Лодяновых, удачно сочетающих высокосортные сочно-зеленые нефриты с грязно-зелеными и рыжевато-зелеными, считающимися некондиционным сырьем, что позволило мастерам добиться высочайшей художественной выразительности их работ.

Кроме того, в поле зрения художников и дизайнеров стал попадать каменный материал, ранее использовавшийся в лучшем случае для облицовки или строительства и очень удачно попавший на почву дизайнерских идей, появившихся в конце XX столетия. Список ранее невостребованных в дизайне камней оказался достаточно большим, а спрос на все новые и новые разновидности природного каменного материала — высоким. Причем в силу прежней невостребованности этих камней в качестве декоративно-художественного материала цена на них сохраняется более низкой, чем на аналогичные по свойствам камни, но с уже устоявшейся «дизайнерской репутацией».

К таким камням можно отнести ряд горных пород, отличающихся высокой прочностью и хорошими структурно-текстурными характеристиками, например долерит, при изучении которого кафедра добилась существенных успехов, доказав его дизайнопригодность и предложив в качестве нового ювелирного материала. Аспирантка кафедры геммологии И. А. Капошко (Качанова) выполнила под руководством профессора Р. М. Лобацкой кандидатскую диссертацию по данной проблеме и защитила ее в диссертационном совете МГУПИ.

Отдельные развидности этой горной породы черного цвета со слегка зеленоватым оттенком (насыщенность ОД—0,4, светлота от 4,1 до 13,6 %), имеющие оптические эффекты в виде ярких сиреневатых или желтоватых отблесков лабрадо- ресценции или иризации соответственно, вполне отвечают всем требованиям, предъявляемым к материалам, пригодным для художественного проектирования. В сочетании с белыми минералами, такими, например, как кахолонг, долерит позволяет создавать изящные современные элегантные высокохудожественные изделия.

Решение проблем этой группы связано, в первую очередь, с комплексными исследованиями свойств минералов и горных пород, до сих пор не использовавшихся для дизайна. Целью исследования является изучение материаловедческих, и технологических свойств. Это сегодня, вероятно, является одним из наиболее перспективных направлений научных исследований в изучении такого материала для дизайна, как камень.

настоящее время на кафедре под научным руководством А. П. Зубёхина работает большой коллектив, включающий преподавателей — профессоров С. П. Голованова (заведующий кафедрой), П. П. Гайджурова, доцентов Е. А. Лазареву, Е. А. Яценко, Н. Д. Яценко, — а также аспирантов и студентов кафедры.

Научная работа ведется по трем главным направлениям:

1) разработка и совершенствование составов и технологий обработки белых и цветных порт- ландцементов;

2) научные и практические основы создания витражных и мозаичных стекол с использованием стеклобоя;

3) теория и практика совершенствования технологии декоративно-облицовочной стеклоплитки.

Необходимо отметить, что вся научная деятельность кафедры направлена на создание внешнего и внутреннего дизайна пространств жизнедеятельности человека. Особое внимание следует уделить фундаментальной разработке профессора А. П. Зубёхина — созданию белого портландцемента (БПЦ), а затем, с помощью красителей, — цветных портландцементов (ЦПЦ). Роль этих работ как в области функциональной полезности, так и эстетической новизны трудно переоценить.

Предыдущая статьяСоздание синтетических аналогов природных камней, используемых в дизайне
Следующая статьяПо белизне БПЦ подразделяется на три сорта