Изображая людей, вы можете создать удачную композицию, расположив их любым образом, а то, как вы это сделаете, многое расскажет о моделях. Вот почему портрет должен содержать такие ориентиры, по которым можно судить о социальном положении персонажа либо о том, чему он (бесспорно) обязан своим благосостоянием. Между тем большинство художников больше заботятся о том, как вплести в ткань картины тонкий намек на природу сложившихся между членами портретируемой группы отношений. Чтобы связать группу, можно ввести внутрь композиции какой-нибудь предмет.
Задумывая рисунок, полезно изучить геометрию входящих в него форм, что не только сделает целостным рисунок, но и создаст динамику внутри композиции, которая придаст силу и выразительность вашей работе.
Существуют разные способы сплотить группу в глазах зрителя. На этих двух рисунках, выполненных по работам Люциана Фрейда, плотная компоновка играет существенную роль в законченном произведении.
Такая компоновка имеет довольно банальную форму клина с наклоном вправо. Очертания достаточно динамичны, но также слишком тяжелы в основании. Легкий уклон делает композицию более спонтанной.
Основное внимание зрителя разделяется между малышом и родителями. Взгляд переходит с ребенка на супружескую пару. Отец держит ребенка на руках, сами же родители сидят в кресле, обнимая друг друга. На переднем плане мы видим старшего сына, несколько отстраненного, но все же остающегося членом группы. Художник прекрасно уловил связь, существующую между родителями и малышом, а также направленное вперед движение старшего сына, словно уже приготовившегося вылететь из гнезда, — именно такое будущее прочитывается в динамике картины.
«Большой интерьер», созданный по мотивам серии Ватто fete champetre, где последний изображает молодых придворных, слушающих музыку и наслаждающихся обществом друг друга. Фрейд переносит сцену на открытом воздухе внутрь хорошо освещенного помещения, где мы видим трех молодых женщин, одного юношу и лежащего у их ног ребенка. Как и на многих картинах Ватто, девушки одеты в довольно цветистые, красивые платья, а парень наряжен в свободный белый костюм, похожий на одеяние Пьеро. Хотя в целом ансамбль производит впечатление очень дружелюбного сообщества, здесь присутствует элемент более формальной композиции. На оригинале Фрейда пространство вокруг персонажей воспринимается как постановочное и почти искусственное, даже поза лежащего в ногах четверки ребенка кажется нарочитой.
Группа на композиции — очень плотная и уравновешенная. Персонажи располагаются на одном уровне, верхние части их тел немного стиснуты. Очень похоже, что образ, опирающийся рукой о диван, придуман задним числом и усиливает непосредственность портрета.