Даже без ярких, богатых цветовых оттенков Матисс мог придать своим работам большую чувственность. Его рисунки чудесным образом не доведены до конца и все же обладают графической выразительностью благодаря плавности линий. В некоторых из них прослеживается какая-то неуклюжесть, но даже в этом случае у вас никогда не возникнет сомнения в замысле художника. В них нет чужеродных, отвлекающих от образа и смущающих взгляд включений. Так как в старости руки Матисса страдали от артрита, ему приходилось рисовать углем, закрепленным на длинной трости. Несмотря на болезнь, созданные таким способом объемные, незамысловатые образы обладают огромной силой.



Глядя на рисунок «Обнаженная в мастерской», вы, возможно, подумаете: «Я могу это сделать». Разумеется, на первый взгляд рисунок кажется очень схематичным, а отдельные детали как будто недоработаны.

Попытайтесь рисовать в такой манере, и вы поймете, как это сложно. Так легко перегрузить рисунок подробностями, что в процессе работы можно отдалиться от достоверности того, что вы пытаетесь изобразить.

Посмотрите, как рисует Матисс согнутую в локте руку, когда внешняя сторона плеча превращается во внутреннюю часть будто лежащего поверх него предплечья. Это оптический обман, но он отлично достигает своей цели, создавая забавную точку притяжения в рисунке.

Простота очертаний весьма обманчива и почти недостижима. Попытайтесь сначала скалькировать рисунок, а затем скопируйте его от руки.

Предыдущая статьяКаналетто (1697-1768)
Следующая статьяУтренняя роса