Цвет, с одной стороны, рассматривается как явление, которое определяет визуальное восприятие окружающей действительности, с другой – как функционально нагруженная информационная среда, наполненная значениями и эмоциональным содержанием.

Освещенный цвет кажется зрителю атмосферным и рассеянным, в то время как неосвещенный материализует очертания и формы. Окрашенный свет противопоставляется тьме, и это противопоставление ярко отражается в эстетике пространственной игры теней.

Сложные цветовые ощущения представляют собой результат взаимодействия света со всем человеческим организмом. Цвет и свет представляют собой две стороны одного и того же явления, поскольку цвет освещает, а свет окрашивает. Цвета определяют вид природной среды, различной с точки зрения климата и топографии.

Они дают возможность разным формам жизни ориентироваться и общаться с учетом специфики их биологического вида. Цвет формирует идентичность. Биологические функции цвета влияют на эстетику культурного пространства, предопределяя возможные формы визуальной коммуникации между людьми.

Экспрессивный и коммуникативный потенциал цвета изменяется по мере культурного развития как отдельных индивидуумов, так и обществ в целом. Он отражается во всех жизненных сферах: в словах, изображениях, объектах, структурах пространства и действиях. Цвет представляет собой наиболее важный инструмент дизайна и эстетического оформления среды, позволяя перевести абстрактные линейные структуры, которые рождаются на фазе планирования, в материальную форму реального архитектурного пространства.

3. Грамматика видения

Окулография показывает, что для создания композиции необходимо соединить все важные элементы, которые находятся в поле зрения, в ясно воспринимаемое и понятное единое целое. Все остальное в каждый определенный момент времени образует фон восприятия. Этот фон не только создает определенную атмосферу, но и направляет взгляд к следующей важной цели. Часто взгляд не фокусируется на отдельных элементах ни на секунду, а просто скользит по ним.

В результате многие элементы не воспринимаются осознанно, хотя и анализируются скрытой памятью. Ярким примером того, как работает визуальная система восприятия, являются оптические иллюзии и эффекты. Особенно отчетливо эти процессы можно наблюдать в периферийных зонах. Периферийное восприятие способно выделять важные элементы интерьера и экстерьера: небо, рельеф местности, зеленые насаждения или здания, стены, потолки, полы, двери и коридоры. Поскольку периферийные зоны сетчатки глаз практически не способны различать детали, в тех случаях, когда колористика недостаточно разнообразна, отдельные формы сливаются вместе и образуют широкий контекст.

По этой причине люди могут находить путь в природной или городской среде, не узнавая и не запоминая при этом многие элементы. Цвет может переместить объекты на передний план восприятия или оставить их на заднем плане. Это заметно влияет на культуру, образование и на всю визуальную информацию, которую люди хранят в своей памяти в виде изображений, объектов и пространственных образов. На основе разделения цветов мозг обеспечивает ориентацию всего за несколько секунд.

Однако осознанное восприятие всех независимых и функциональных элементов пространства требует более внимательного наблюдения и гораздо более длительного времени визуального контакта, чем нужно для процесса простой ориентации. Зрительное восприятие и память зависят от способа визуализации и особенностей периферийной части поля зрения.

Человек обычно тратит больше времени на визуальное восприятие, если он хочет лучше понять визуальную информацию или чувствует с ней эмоциональную связь (Roth 2003a: 87, Roth 2003b: 94). Цвет в ситуации восприятия формирует представление и вызывает интерес, и этот эффект может быть увеличен до невероятных размеров.

Если кого-то вдохновят цвета природы или культуры и он застынет перед ними в изумлении, он воспримет связанные с ними места, содержания и события более остро и отчетливо, заметит больше деталей и запомнит их надолго.

Предыдущая статьяМожно ли печатать на холсте?
Следующая статьяЗолотное шитье на Руси