Цвет, с одной стороны, рассматривается как явление, которое определяет визуальное восприятие окружающей действительности, с другой – как функционально нагруженная информационная среда, наполненная значениями и эмоциональным содержанием.

Освещенный цвет кажется зрителю атмосферным и рассеянным, в то время как неосвещенный материализует очертания и формы. Окрашенный свет противопоставляется тьме, и это противопоставление ярко отражается в эстетике пространственной игры теней.

Сложные цветовые ощущения представляют собой результат взаимодействия света со всем человеческим организмом. Цвет и свет представляют собой две стороны одного и того же явления, поскольку цвет освещает, а свет окрашивает. Цвета определяют вид природной среды, различной с точки зрения климата и топографии.

Они дают возможность разным формам жизни ориентироваться и общаться с учетом специфики их биологического вида. Цвет формирует идентичность. Биологические функции цвета влияют на эстетику культурного пространства, предопределяя возможные формы визуальной коммуникации между людьми.

Экспрессивный и коммуникативный потенциал цвета изменяется по мере культурного развития как отдельных индивидуумов, так и обществ в целом. Он отражается во всех жизненных сферах: в словах, изображениях, объектах, структурах пространства и действиях. Цвет представляет собой наиболее важный инструмент дизайна и эстетического оформления среды, позволяя перевести абстрактные линейные структуры, которые рождаются на фазе планирования, в материальную форму реального архитектурного пространства.

4. Восприятие окружающей среды versus план

Для составителей планов и тех, кто ими пользуется, неправильное понимание воспринимаемого цвета может создавать огромные трудности, поскольку определить их можно только на этапе перехода от чертежа к его реализации. В то время как цветные материалы преобразуются в рисунки или трехмерные модели с помощью различных техник до тех пор, пока не будет достигнуто нужное соотношение форм, процесс визуального восприятия идет в обратном направлении и предполагает использование линий и разработку плана.

Ограничения репрезентации, связанные со светом, тенью и границами ощутимого контраста между объектами и пространствами, делают отношения между формами более четкими и значимыми. Этот процесс абстракции характеризует все методы творческого дизайна, которые используются для привлечения внимания, действуя по принципу средств массовой информации. Как только пространства в соответствии с проектной документацией реализуются в действительности, восприятие переходит от линий к плоскостям.

Поскольку дизайнеры используют в качестве отправного пункта в подобных чертежах геометрию и представление о граничных линиях, изображения, состоящие из геометрических и свободных линий, базируются на способности мозга к общей абстракции. Из-за того, что контрастность цветов умышленно игнорируется, конструктивные отношения пространства изображения проявляются более отчетливо.

Архитектурные чертежи требуют интенсивного процесса обучения, в ходе которого сила, управляющая движениями руки, увеличивается вместе с показателями когнитивной деятельности, связанной с визуальным восприятием. Границами контраста не обязательно могут быть линии, но они должны стать видимыми, возможными и представимыми в ходе абстракции цветовой информации в процессе восприятия окружающей среды. Только некоторые границы контрастных зон цвета обозначаются на чертеже с помощью линий.

Специальные знания и опыт репрезентации процессов абстракции между цветом и формой определяют формирование чертежных навыков. Непрофессионалы считают, что научиться ясности мысли и дизайна, необходимой для создания чертежей или эскизов, настолько же сложно, как научиться чтению планов. Овладение навыками черчения не означает, что воплощение замысла дизайна в реальном архитектурном пространстве и его мысленное присутствие в каждой линии проекта – это одно и то же.

Раздельное планирование атмосферных и материальных цветов определяет восприятие света и тени, глубины и поверхности, близости и расстояния, объектов и пространства. На пространственное восприятие окружающей среды влияет так много факторов, что его можно смоделировать только в весьма ограниченной степени с помощью специальных программ. Любые изменения масштаба, освещения или окружающей колористики воздействуют на восприятие отдельных оттенков.

В свою очередь, это имеет серьезные последствия для восприятия формы и пространства. Абстрактная структура чертежа становится видимой в соответствии с правилами восприятия цвета.

Предыдущая статьяМожно ли печатать на холсте?
Следующая статьяЗолотное шитье на Руси