Цвет, с одной стороны, рассматривается как явление, которое определяет визуальное восприятие окружающей действительности, с другой – как функционально нагруженная информационная среда, наполненная значениями и эмоциональным содержанием.

Освещенный цвет кажется зрителю атмосферным и рассеянным, в то время как неосвещенный материализует очертания и формы. Окрашенный свет противопоставляется тьме, и это противопоставление ярко отражается в эстетике пространственной игры теней.

Сложные цветовые ощущения представляют собой результат взаимодействия света со всем человеческим организмом. Цвет и свет представляют собой две стороны одного и того же явления, поскольку цвет освещает, а свет окрашивает. Цвета определяют вид природной среды, различной с точки зрения климата и топографии.

Они дают возможность разным формам жизни ориентироваться и общаться с учетом специфики их биологического вида. Цвет формирует идентичность. Биологические функции цвета влияют на эстетику культурного пространства, предопределяя возможные формы визуальной коммуникации между людьми.

Экспрессивный и коммуникативный потенциал цвета изменяется по мере культурного развития как отдельных индивидуумов, так и обществ в целом. Он отражается во всех жизненных сферах: в словах, изображениях, объектах, структурах пространства и действиях. Цвет представляет собой наиболее важный инструмент дизайна и эстетического оформления среды, позволяя перевести абстрактные линейные структуры, которые рождаются на фазе планирования, в материальную форму реального архитектурного пространства.

2. Форма следует за цветом

В рисунке линия определяет направление движений глаз, в архитектурном пространстве эту задачу выполняет цвет. Векторы перемещений взгляда в поле зрения можно записывать с помощью мобильных и стационарных устройств регистрации, которые дают возможность специалистам в области нейронауки и коммуникации проводить систематическое изучение визуального восприятия.

В последние годы в области маркетинга и рекламы появился целый спектр психологических исследований поведения, которые находят эффективное практическое применение. В архитектуре, искусстве и дизайне использование приборов для трекинга движений глаз только начинается, и большую роль здесь играют мобильные устройства. Подобные измерения могут показать, как определенный наблюдатель видит изображения, объекты и пространство, позволяя записывать серии фиксаций взгляда, во время которых происходит восприятие информации.

Чем дольше глаза остаются зафиксированными на определенном элементе, тем интенсивнее происходит взаимодействие с формой и содержанием цветовой композиции. Планы, рисунки, газеты, картины, фотографии, фильмы, скульптуры, спектакли и архитектурные объекты воспринимаются по-разному. Понимание содержания и функций зависит от формы представления, тем самым навязывая дизайнеру определенную технологию и ограничивая используемые им средства.

Любое изменение цветовой маркировки или контраста может повлиять на движения глаз и тем самым на процесс интерпретации. Поэтому решения, где и какие цвета поверхностей использовать в дизайне, должны опираться в меньшей степени на субъективные мнения, чем на проверенное знание зрительного поведения заказчиков или целевой группы.

Ориентация в пространстве не случайна, а скорее представляет собой результат сообщений, созданных тем способом, который может быть понят. Взгляд наблюдателя непреднамеренно фокусируется на наиболее значимой пространственной информации, с помощью которой создается и поддерживается ориентация в окружающей среде.

Формальные цветовые эффекты непосредственно связаны с физиологией и особенностями органов восприятия и могут быть объяснены на примерах. Визуальное восприятие всегда начинается с ориентации в пространстве. Оно предполагает определение расположения элементов, значимых для содержания, по отношению к источнику света, базовому топографическому уровню и позиции наблюдателя.

Поэтому ориентация производится мозгом только до тех пор, пока содержание может быть интерпретировано и помещено в знакомую пространственную систему координат. Это объясняет, почему и когда люди испытывают проблемы с пространственной ориентацией. Крупная инфраструктура, включающая такие объекты, как железнодорожные станции и аэропорты, может показаться неискушенным зрителям растущими пригородами с однообразным дизайном или иностранными культурными центрами.

Пространственная система координат, которая существует в памяти наблюдателя, включает не только запомнившиеся оттенки, но еще и гораздо более значимые элементы – формы и движения. Они тоже воспринимаются через цветовую маркировку, особенно если до поверхности невозможно дотронуться1. Чем больше пространственная шкала и чем меньше другие органы чувств могут помочь в ориентации, тем более важной становится роль цвета в этом процессе.

Предыдущая статьяМожно ли печатать на холсте?
Следующая статьяЗолотное шитье на Руси