Есть три основных цвета: красный, синий и желтый. Это строительные элементы для всех остальных цветов. Дополнительные, или вторичные, цвета — это фиолетовый (синий плюс красный), зеленый (синий плюс желтый) и оранжевый (красный плюс желтый).
Они состоят из равных пропорций двух основных. Все остальные цвета являются результатом смешивания первичных и вторичных.
У каждого цвета имеется противоположный цвет, называемый дополнительным. Дополнительные цвета располагаются друг напротив друга на цветовом круге. Все цвета влияют друг на друга. Так, даже малейшее присутствие дополнительного цвета усилит насыщенность основного цвета, если они находятся в одном визуальном поле.
Например, присутствие красного заставит глаз «искать» зеленый во всех остальных присутствующих цветах, тем самым усиливая все составляющие зеленого спектра. Если вы хотите усилить какой-то цвет в композиции, оттените его дополнительным цветом. Это правило применимо ко всем техникам.
Эффективное использование цветов — одно из важнейших орудий, находящихся в распоряжении художника.
При работе с непрозрачными средствами учитесь смешивать краски на поверхности изображения.
Смешивание всех красок на палитре или столе до нанесения на холст может привести к плоскому изображению или эффекту раскраски по трафарету. Запоминайте, как краски реагируют друг на друга при смешивании, и используйте это знание, чтобы комбинировать цвета непосредственно на рабочей поверхности, когда вы создаете изображение.
Если смешать одновременно слишком много красок, результатом будет нечто, напоминающее грязь, так что экспериментируйте с дополнительными цветами. Это придаст изображению более спонтанный и свежий вид и добавит ему объемности.