Первые расписные печи в России появились в XVI – начале XVII в. Глазури у нас тогда еще не знали, потому изразцы, производимые из обычной глины, были красные (терракотовые).
Правда, после установки их почти всегда белили. Рельефные узоры на них изображали реальных и мифологических животных (львов и птицу Сирин с человеческой головой), батальные сцены, сюжеты из сказаний и былин, популярностью пользовались растительные и геометрические орнаменты. Узоры чередовались от яруса к ярусу.
В XVII в. в России наступает расцвет изразцового искусства. В то время глазурь и эмали, стали распространяться поливные муравленые (зеленые) экземпляры, а также – керамика с разноцветными эмалями, отличавшиеся многообразием палитры.
И вот тогда-то из печного украшения они и превратились в отделочный материал для стен зданий, монастырей и церквей. Разнообразнее стали и узоры: большое внимание стало уделяться изображениям фруктов, в том числе и экзотических ананасов, а также деревьев со сложным переплетением ветвей и листьев. В Ярославле очень много украшенных подобным образом церквей.
В XVIII в. по указу Петра начинается массовое производство него и зелено-коричневого расписного декора на манер голландских мастеров с растительными мотивами и изображениями «всяких фигур человеческого, звериного и птичьего видов».
До 1725 г. существовали переходные изразцы, так называемые рельефно-расписные. В 1890 г. возникла Абрамцевская мастерская, в которой работали известнейшие художники того времени – братья А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, В. А. Серов. Их изделия по стилю зачастую напоминали древнерусские орнаменты.
В это же время, в конце XIX в., производители перешли от ручного изготовления к машинному производству. В настоящее время изразцы выполняют из различных материалов, чаще всего это шамотная, фаянсовая и терракотовая глина. Некоторые модели изготавливают из высококачественного фарфора, поэтому они являются достаточно дорогим отделочным материалом.
Данная отделка выполняет не только декоративную функцию, но и служит накопителем тепла. Изразцы имеют румпу – бортик сзади в форме открытой коробки, где предусмотрены специальные отверстия для фиксации с помощью проволоки к печным гвоздям, вставленным в кладку.
В румпе воздух нагревается и по небольшим отверстиям, предназначенным для крепления, циркулирует между отдельными деталями облицовки, что способствует оптимальному нагреванию и теплоотдаче.
И вот представьте себе частную русскую баню, стены «холодной » помывочной в которой были отделаны разноформатной итальянской и испанской плиткой. Оттенки – светлый беж и такой легкости сине-зеленый, что при неярком освещении от бежевого цвета не отличить. Полы (опять итальянская плитка) – сине-зеленый уже более насыщенного тона, но той неровной, живописной окраски, которую сейчас называют «состаренной».
Особенно хороши в этой коллекции были напольные декоры того же цвета с плетеным, просто средневековым рельефом. Поэтому полы получились «монастырские», как бы позеленевшие от времени. Но осталась бы эта промывочная очередным профессионально сделанным объектом, если бы не современные изразцы.
Их решено было применить в качестве декоров. Они, слепленные и расписанные вручную, благодаря своей технологической толщине, эффектно выступали на плоскости стены. И это было замечательно и необычно. Необычна была также роспись изразцов – картинки деревенской жизни, картины-Кантри, написанные по мотивам иллюстраций старых детских книг сочными и звучными красками.
Играющие дети; бьющаяся в траве пойманная рыба; грозно смотрящие друг на друга петухи; лежащий возле своей будки грустный пес; поросенок, счастливо барахтающийся на мелководье. Эти русские современные изразцы вдохнули жизнь в холодную изысканность керамических стен. Они были живые…