Береста. В начале XIX в. в далеком северном городе Великом Устюге жил удивительный мастер Степан Бочкарёв. И работы он оставил редкостные.
Простую бересту его руки превращали в драгоценные вещи – табакерки, шкатулки, ларчики, покрытые изысканной резьбой с гравировкой, тиснением и прорезью. Эта резьба не просто декоративна, она полна неожиданных образов.
Летящие и трубящие крылатые аллегорические фигуры; дамы и кавалеры, пьющие чай или кофе; сценка из басни древнегреческого баснописца Эзопа про глупого козла, которого обманула хитрая лиса. Все это – в окружении цветов, орнаментальных полос с виноградными гроздьями, цветами и лентами.
Изделия из бересты умели и любили делать в России с незапамятных времен. Старые мастера досконально 31 шли все ее достоинства и особенности. Мягкая, бархатистая поверхность бересты (ее даже называют «лесной замшей»), ее шелковистый блеск заставляли работать с нею как с одушевленным материалом.
Зная об удивительном свойстве бересты не гнить и не портиться от сырости благодаря смолистым веществам, северные крестьяне применяли ее при строительстве домов, прокладывая крыши для тепла и прочности.
Археологические материалы свидетельствуют о существовании в Древней Руси художественной обработки этого материала: в средневековых курганах Поволжья найдены ожерелья из бересты XIII-XIV вв.
Не менее древние корни имеют и прорезные розетки-солнца со многими лучиками на туесах-бураках XVIII в. из земель. Обычно размещались они внизу или наверху сосудов, образуя сложные переплетения узоров.
Положенные под берестяную прорезь розовато-красноватая бумага и поблескивающая слюда придают розеткам эффект сияния солнца. И это не только декоративный прием, а древний образ, солярный символ. А еще по бересте можно делать росписи. В музейных коллекциях есть расписные лукошки XIX в.
Сказочные птицы Сирины с женскими ликами (символы счастья и благополучия), кони, уточки живут на этих вещах среди сказочного растительного орнамента.