Жорж Сёра (1859-1891)
Жорж Сёра (1859-1891)

По своему художественному стилю рисунки Сёра очень отличаются от тех, что мы видели до сих пор, он так увлекался передачей формы в целом, стараясь заполнить ею все живописное поле, что многие из его рисунков выполнены только в одной тональности.

В этих работах, сделанных углем, карандашом Конте или толстым карандашом по бумаге с чуть зернистой структурой, нет отдельно существующих линий, вместо них — крупные пятна постепенно сменяющих друг друга тонов. Красота их заключается в том, что они передают не только субстанцию, но и атмосферу, заставляя трудиться воображение зрителя. Скрупулезная градация тонов поучительна в том смысле, что демонстрирует, как воспринимается какое-либо тело в позиции против света.


Благодаря своей наблюдательности Ватто всегда удавалось передать движение модели и выразить его с предельной точностью. Техника рисунка, выполненного мягкими, но точными линиями с отдельными затененными пятнами, делает образ очень живым.

На примере этих рисунков мы наблюдаем, насколько продуманно пользовался художник карандашом, тщательно сочетая линию и градацию тонов, для передачи простого и грациозного движения.

Карандашный рисунок, выполненный с большой скрупулезностью, принадлежит руке немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1794-1872). В этом стиле он — один из самых совершенных, которых мне когда-либо доводилось видеть. Художник добился поразительного результата, хотя копия, возможно, не точно передает впечатление от оригинала.

Мы различаем каждый штрих. Тональные переходы, повторяющие очертания ног и рук, предельно натуральны. Научиться этому совсем не легко, а рисование четкими, повторяющимися линиями требует большого самообладания. Стоит поупражняться в таком виде рисунка, который поможет вам развить навыки владения карандашом и проверить свою способность к концентрации.

Предыдущая статьяРавновесие между формой и содержанием
Следующая статьяВинсент вот Гог (1853-1890)