Рисунок ван Гога «Фонтан в больничном саду» (Сен-Реми, 1889) отличается графической выразительностью линий, передающих различные формы деревьев и камня, а также искусным владением приемами текстуры в контексте градации тонов и создании ощутимого объема. Сочетание широких, рубленых линий с тонкой штриховкой создает убедительный и мощный образ, который производит огромное впечатление.


Взгляните на этот фрагмент, выполненный перекрестной штриховкой, вызывающей ассоциацию с шероховатой поверхностью камня, из которого сложен фонтан, и ограниченной плотными объемными линиями, проходящими по верхнему краю бордюра и водной зыби.

 

На выполненной в свободной манере копии композиции Джона Констебля (1776-1837) деревья и здания нарисованы очень просто. Тем не менее потребовалось немало умения, чтобы верно расположить на бумаге каждый образ. Очертания деревьев переданы небрежными фактурными штрихами. Бросаются в глаза глубоко затененные пятна с растушеванными насыщенными штрихами.

В работе с пейзажем вас может очень легко отпугнуть обилие листвы и деревьев. Не пытайтесь прорисовывать каждый лист. Рисуйте их крупными пятнами, стараясь подчеркнуть контраст между листьями, на которые падает яркий свет, и теми, что остаются в тени и служат фоном для первых. Каждое пятно должно отличаться характерными очертаниями, которые будут повторяться по всей кроне. Понятно, что они будут несколько отличаться друг от друга, главное, чтобы их структура была одинаковой. Нет ничего лучше, чем рассматривать пейзажи Констебля, обращая внимание на то, как умело создает он ощущение пышной листвы, передавая ее каким-то абстрактным грифонажем. Кроме того, художник позволяет угадать, какой это лист, обозначая его как поникший или расправленный, но никогда не старается прорисовывать каждый из них по отдельности. Единственный участок пейзажа, где придется в деталях изобразить листву, — это вблизи, на переднем плане. Так вы поможете глазу поверить в удаленность менее прорисованных фрагментов.

Итальянский художник Джордже Моранди (1890-1964)обладал уникальным, ни на кого не похожим стилем. Темный цвет подчеркивает объемность предметов на его гравюрах-натюрмортах. Такого эффекта он добивался, заполняя живописное поле сеткой тонкой штриховки, создающей весьма ощутимую и выразительную игру светотени.


Взгляните на эту равномерную штриховку, создающую впечатление твердой фактуры кубышки, и чуть более редкую текстуру полки, на которой она стоит.

Свободная, редкая, незавершенная текстура фона контрастирует со скрупулезно градуированной штриховкой, подчеркивая цилиндрическую форму слегка отражающего свет эмалированного кувшина.

Предыдущая статьяЖорж Сёра (1859-1891)
Следующая статьяРисование по номерам