Когда вы впервые начинаете изучать процесс рисования человеческой фигуры, ваша цель — изобразить модель с самых разных точек, чтобы вы полностью уяснили себе, как выглядит человеческое тело. Информация и опыт, который вы при этом получите, сослужат вам огромную службу в развитии художественных навыков, необходимых для того, чтобы справиться с задачей изобразить человеческую фигуру.
Рисунок этого сидящего мужчины с заведенными за спину руками скопирован с картины французского живописца Натье, висящей в Лувре. Его фигура вписывается в вытянутый треугольник. Основная часть тела мужчины располагается между двумя сторонами треугольника, и так как основной акцент сделан на его ногах, вытянутых к нижнему левому углу картины, то здесь заметна сильная динамика. Мы чувствуем, что у этого мужчины явно принужденная поза, словно он находится в каком-то заточении, например, в тюрьме.
Здесь края рамки расположены таким образом, что фигура вытянута от правого верхнего края картины до левого нижнего. В центре располагается торс, а бедра и остальная часть туловища балансируют между верхней и нижней частью диагональной линии. Вы обнаружите, что зачастую пространства картины, не занятые фигурой человека, помогают придать динамики вашему портрету, а также создать напряженность и вызвать интерес.
ПРАКТИЧНЫЙ СОВЕТ
Поиск простых геометрических форм, таких как треугольники и квадраты, помогут вам увидеть общую форму фигуры и достичь целостной композиции в нашем формате.
Чтобы дать вам пример композиции из трех фигур, я скопировал картину великого фламандского художника Питера Поля Рубенса «Три грации». Он изобразил своих моделей танцующими традиционный танец Граций, с переплетенными руками. Их позы создают определенную глубину пространства, а спадающий с их тел кусочек материи, используемый в качестве объединяющего элемента, придает гармоничности всей картине. Текучесть переплетенных рук девушек помогает добиться иллюзии бокового движения на картине, так что, несмотря на вертикальное положение этих трех фигур, движение вбок на портрете очевидно. Пространство между женщинами кажется четко прочерченным, частично благодаря их крепким конечностям.
Здесь я скопировал фрагмент картины Боттичелли «Венера и Марс», которую можно увидеть в Лондонской Национальной галерее. На ней откинувшийся назад Марс находится во власти сна. В данном случае эта фигура служит одним из самых ярких примеров изображения полностью расслабленного человеческого тела.