С точки зрения композиции картина Пьера Огюста Ренуара (1841-1919) «Завтрак после прогулки на лодках» — это искусная группировка фигур в небольшом пространстве. Сцена выглядит так естественно, что, глядя на нее, мы почти разочарованы, полагая, что художник расположил фигуры таким случайным образом. На самом деле композиция организована очень связанно. Посмотрите, как соединены группы внутри точно определенного места действия, ограниченного навесом, столом с закусками, ограждением, и как выражены связи между фигурами одной группы посредством близкого соседства, жестов и поз.
Теперь рассмотрим эти группы подробно.
Группа А: Слева на переднем плане мы видим стоящего мужчину, который откинулся назад, опираясь на перила ограждения. Рядом с ним сидит девушка, разговаривающая с собачкой, перед ней — стол с бутылками, тарелками, фруктами и бокалами. Очевидно, что завтрак заканчивается, и люди просто сидят за столом и разговаривают.
Группа В: Справа на переднем плане изображены трое — девушка и двое мужчин, один из них сидит, а второй стоит, склонившись над девушкой, и пытается с ней заговорить.
Группа С: Прямо за первыми группами художник поместил сидящих мужчину и женщину и девушку, опирающуюся на ограждение.
Группа D: Позади последней тройки — двое мужчин ведут серьезный разговор, а справа от них можно заметить головы и плечи двух мужчин и молодой женщины, занятых беседой.
Композиция масштабной, написанной на открытом воздухе картины «Купальщики» Жоржа Сера (1859-1891) четко делится на две части: линия горизонта с разбросанными вдоль нее заводами располагается приблизительно на две трети выше основания картины, а диагональ берега реки спускается почти от левой верхней точки картины к правому нижнему ее углу. Более крупные фигуры сгруппированы ниже этой диагонали. Картина нарисована так, словно зритель проводит время, отдыхая вместе с ними, наблюдая за людьми, сидящими на траве и в плывущей по реке лодке, или любуясь пейзажем. Возможно, это один из наиболее скрупулезно продуманных образцов раскадровки живописного полотна, сделанной по произведениям импрессионистов. Картина написана в обычной манере Сера — после многочисленных рисованных набросков и этюдов в цвете всех персонажей и деталей заднего плана. Ему, вероятно, приходилось тщательно планировать в студии каждый из фрагментов, писать с этюдов и так сочетать между собой разные части картины, чтобы в конечном варианте явственно ощущалось как можно больше равновесия и пространства. С точки зрения любых стандартов, это блестящий образец композиции, где мы видим диагональ речного берега, поднятый на две трети от основания горизонт, неподвижные фигуры людей на переднем плане и широкую водную гладь с деревьями по обеим сторонам, окружающими пространство в центре картины.
На верхнем рисунке по картине французского художника и коллекционера Гюстава Кайботта (1848-1894) свет отражается от стены на заднем плане, ярко освещая тела мужчин. Во втором варианте стена заднего плана выглядит мрачной и затененной, а тела циклевщиков сливаются с ней. Если вы меняете точку обзора, изменяется вся динамика картины, спокойная и едва ли не ленивая атмосфера превращается в тяжелый и изнурительный труд. Более темные тональные пятна в основании картины ускоряют темп действия, а обнаженные до пояса тела подчеркивают естество порождаемых ощущений. Пространство, разделяющее фигуры, изолирует друг от друга занятых работой людей. Они выглядят совсем не так, как вполне дружески настроенная компания на верхнем рисунке, где близко расположенные тела людей акцентируют «гармонию» их отношений в процессе работы.
Левая часть рисунка (сделанного по картине Кайботта) почти пустынна, только жилой дом, клином выходящий на площадь, смотрит прямо на нас. В правой части рисунка мы видим три фигуры с зонтами — пару, направляющуюся в нашу сторону, и одинокую фигуру, словно входящую в поле картины из правого угла. Фонарный столб делит картину ровно пополам.
Сцена разворачивается на фоне высоких зданий, как будто обрезанных краями рисунка. Зритель должен ощутить себя участником этой сцены.