Уильям Моррис известен как гений дизайна, особенно ярко проявивший себя в области текстиля.
И, хотя «Движение искусств и ремёсел», в которое он входил, использовало ручной способ изготовления вещей, именно дата создания этого движения является датой начала европейского и мирового дизайна, а Моррис считается первым европейским дизайнером.
Причины появления «Движения искусств и ремёсел»
В середине Нового времени Европа вступила в промышленную эпоху. На первом этапе мануфактуры, оснащённые оборудованием, действующим наполовину за счёт силы человека, заменили ручной труд ремесленников, затем появились паровые машины и более современные заводы.
В те времена далеко не все были в восторге от прогресса. Ведущие художники замечали, что с переходом на массовое производство, за эстетическими качествами изделий практически перестали следить. Вещи, произведённые ремесленниками в Средние века были образцом вкуса, в то время как электроприборы 19-го века были настолько уродливы и небезопасны, что их неприятно было брать в руки, а внешний вид посуды и предметов быта имел явный оттенок китча и вкусовщины. Поэтому многие художники и мыслители полностью отвергали промышленность и ратовали за возвращение к ремесленным цехам.
Это была не единственная причина подобного консерватизма. Дело в том, что положение рабочих заводов и фабрик вплоть до середины 20-го века было ужасающим. Формально все формы рабства и крепостного права в странах Европы уже были полностью отменены, рабочие были формально свободными и могли устроиться на любую работу.
Но на деле любая фабрика предлагала им одинаковые унизительные условия. Порой рабочие за ничтожно малую заработную плату работали по 18 часов почти без выходных. В 19 веке начался расцвет социалистических идей, и к этой теме появился огромный интерес. Многие вспоминали о полноправных и свободных ремесленниках Средневековья, чьё положение в обществе выгодно отличалось от бесправия рабочих.
Ещё одной причиной был серьёзное ухудшение экологической ситуации в Англии. В те времена ещё не существовало природоохранных организаций, ресурсы природы казались неисчерпаемыми. Однако люди не могли не заметить уродливые следы промышленных загрязнений (достаточно вспомнить английские берёзы в промышленных районах со стволами, потемневшими от копоти).
Формировался образ машины – чудовища, страшного коптящего уродливого механизма, способного погубить людей. Из загрязнённых промышленных городов средневековая Англия с её девственной природой казалась прекрасной.
Живопись и дизайн братства Прерафаэлитов
В середине 19-го века в Англии формируется новое художественное движение. Эта группа художников называла себя Прерафаэлитами, то есть сторонниками искусства «до Рафаэля». Если следовать строгой хронологии, то «до Рафаэля» творили такие художники Возрождения как Орканья, Джотто и Фра Анжелико, чьи работы ещё были наполнены неточностями в анатомии и средневековым примитивизмом.
Однако художники – Прерафаэлиты не были примитивистами. Напротив, их картины отличаются декоративностью и высоким вкусом. При этом большинство их работ были портретами и сюжетными картинами на темы традиционного английского искусства (пьесы Шекспира, народные сказки и легенды) а также на сюжеты их Библии.
Эти картины узнаваемы, благодаря тому, что в женских образах на них почти всегда выступает одна и та же колоритная модель – жена одного из художников, обладавшая необычной внешностью.
Прерафаэлиты не ограничивались «чистым искусством». Их конечной целью было уравнять высокое искусство и ремесло, уравнять в правах и качестве утилитарную вещь и картину. Подобные настроения будут преобладать в дизайне уже в 20-м веке. Прерафаэлит Уильям Моррис основал мастерские, выпускавшие широкий спектр высококачественной продукции (от книг до ковров и ваз). Но главным его достижением были знаменитые обои, ковры и шпалеры. В них нашло отражение стремление художника к природе. Основными сюжетами для узоров были полевые травы (чертополох), деревья и птицы. На обоях Морриса присутствуют и изображения «искусственной» природы викторианского сада (садовые решётки с веточками шиповника), а также экзотические растения («Персики»). Обои фирмы Морриса создали мастеру славу величайшего художника по тканям в истории.
Примечателен подход «Движения искусств и ремёсел», фактически бывшего выражением дизайнерской мысли Прерафаэлитов, к созданию стульев, кресел и другой мебели. Сегодня, после аскетичного дизайна модернизма, мебель «Движения» трудно назвать строго утилитарной, но именно удобство и простота были главными отличительными особенностями дизайна мастерских Морриса. Дизайнеры компании считали, что не просто создают мебель, а своими руками строят новое совершенное человеческое общество. Именно они впервые выдвинули идею о том, что, гармонизируя предметный мир вокруг человека, можно гармонизировать его внутренний мир и решить конфликты в обществе. Эта утопическая идея, возникшая из социалистических идей членов братства, позднее станет ключевой в немецком и советском дизайне 20-х годов.
Вместе с мебелью, мастерские Морриса выпускали книги с произведениями английских поэтов. Специально для набора этих книг были разработаны шрифты («тройский» и «чосерский»).
Подводя итог своей жизни и деятельности «Движения искусств и ремёсел», Уильям Моррис с печалью отметил, что «всю жизнь тешил … роскошь богачей». Экономически невыгодный ручной способ изготовления предметов уже не мог соперничать с дешёвым промышленным производством, и, хотя социалист Моррис мечтал о создании искусства для простых людей, его дизайн оставался «дизайном для избранных». Однако, несмотря на консерватизм участников «Движения», теоретические труды Морриса содержали множество ценных передовых идей, которые были приняты и развиты последующими поколениями дизайнеров. Дизайн «искусств и ремёсел» внёс бесценный вклад в мировую историю дизайна, а созданные этой группой картины и предметы привлекают своей красотой и изяществом множество современных ценителей прекрасного, а некоторые из предметов дизайна выпускаются по сей день, украшая квартиры современников.