Темперная живопись

Темпера (от лат. temperare – смешивать) – эмульсионные краски, живопись эмульсионными красками. Краски на эмульсионном связующем – один из древнейших материалов.

Темпера в стенописи была известна в Древнем Египте, Античном мире, в эпоху Возрождения.

Темперой писали и по штукатурке и на досках (иконопись), но имелся ряд недостатков – низкая атмосферостойкость, что приводило к снижению долговечности. Поэтому с появлением масляных красок темпера модифицировалась: стали добавлять олифу или масляный лак, которые упрочили красочный слой.

В XIXв. Была разработана казеиново-масляная эмульсия, которой стали заменять натуральную темперу. Темпера по виду связующего бывает: казеиновая яичная на искусственном связующем: эмульсия МВ=МА лак+водный клеевой раствор (казеиновый) на натуральном связующем:

1) на яичном желтке

2) на цельном яйце на искусственном связующем (с добавлением МА лака):

1) желтковая эмульсия

2) яичная эмульсия

Основания под темперную живопись: Прочная известковая штукатурка без какой-либо окраски: Любую краску или побелку удаляют дочиста. Трудноудалимые загрязнения срезают вместе с верхнем слоем штукатурки. Штукатурку перетирают. Специально нанесенная штукатурка (как под фреску) сухая и выстоявшаяся. Состав раствора для накрывочного слоя:

а) мелкий песок в известковом растворе заменяют толченым мрамором, просеянным через тонкое сито

б) известь 1 часть алебастр 1 часть в) алебастр смешивают с толченым мрамором Цементные штукатурки, нейтрализованные специальными составами.

Нейтрализация цементных штукатурок: Обработка линоленовой кислотой (основа – льняное масло) Обработка раствором углекислого аммония. Обработка раствором цинкового купороса. Флюатирование – пропитка штукатурки водными растворами солей кремнийфтористоводородной кислоты с солями различных металлов. Подготовка оснований под темперную живопись: Выбранная поверхность должна иметь приемлемый для дальнейшей работы вид (расчищенная от покрасок, оштукатуренная и выдержанная, нейтрализованная) Проклейка штукатурки одним из способов: 1 способ: проклейка в 1-2 слоя снятым молоком 2 способ: снятое молоко 10 частей известковое молоко 5 частей 3 способ: покрытие жидким раствором скипидарного лака Можно приступать к живописи. Но чтобы не рисковать сохранностью своего произведения, роспись следует выполнять не прямо на штукатурке (т. к. штукатурка с течением времени растрескивается), а на холсте (льняной или пеньковой ткани): Сухую поверхность штукатурки олифят, просушивают 24ч. Шпатлюют масляной шпатлевкой, просушивают 24ч. Шлифуют пемзой. Приклеивают холст одним из способов: I способ Полотно окунают в олифу или масляный лак, отжимают излишки. Стену олифят и, немного подсушив (до сохранения отлипа), наклеивают полотно, натягивая и наживляя по краям мелкими гвоздями, расправляя и приглаживая от середины к краям руками или резиновыми валиками. II способ Поверхность грунтуют известково-казеиновой грунтовкой, состав: Полотно наклеивают, отжимая излишки, и натягивают на поверхность, разглаживая от середины к краям. Состав 101 (Суржаненко, стр.208) III способ В сухих помещениях холст приклеивают на растворе животного клея. Состав 100 (Суржаненко, стр.207) Наклеенный холст, грунтуют. Состав 102, 103 (Суржаненко, стр.208) Приступают к живописи. Требования к оклеенным поверхностям: не допускается!: * расположение кромок полотнищ внахлестку в сторону окон. * складки * вздутия * пузыри * неплотность примыкания * пропуски * доклейки * отслоения * перекос полотнищ * твердые вкрапления под полотнищами. Тема: «Окрасочные составы для темперной живописи». Пигменты для темперной живописи: * цинковые белила * охра (светлая, темная, жженая) * марсы всех цветов и оттенков * стронциановая желтая * железный сурик * натуральная мумия * сиена натуральная и жженая * кобальт (синий, голубой, зеленый) * изумрудная зелень * оксид хрома * диоксид марганца * жженая кость * английская красная * редоксайд * красный кадмий * умбра (натуральная и жженая) * коричневый пигмент * ультрамарин (для неответственных росписей) Приготовление яичных составов для темперы. Составы на яичном желтке применяют при росписи по сухим штукатуркам или наклеенному холсту. Состав 104 (Суржаненко, стр.209) Составами на цельном яйце работают по свежей сухой штукатурке. Состав 105 (Суржаненко, стр.209) Приготовление казеиновых составов для темперы. Для работы в помещениях применяют казеиновые темперы (по сухой штукатурке и по холсту). Для приготовления состава казеиновой темперы лучше использовать сухой порошок казеина, т. к. при использовании казеина в виде творога трудно рассчитать дозировку. Казеин не растворяется в воде, а лишь набухает, поэтому в качестве растворителя казеина используют: * буру, * соду, * углекислый аммоний, * фосфорнокислый натр. Состав казеинового раствора: казеин (порошок) вода бура если добавляют соду или аммоний, то их берут в количестве 50г 250см3 20г 5г Способ приготовления: казеин смешивают с небольшим количеством воды, чтобы он хорошо разбух, затем добавляют 250г воды и буру (бура является консервирующим веществом). Состав казеиновой эмульсии (на ней затирают пигменты): казеиновый раствор (предыдущий состав) льняное масло мастичный или даммарный скипидар 1 объем 2/3 объема 1/3 объема Примечание: количество добавок можно комбинировать, но их общий суммарный объем не должен превышать объема раствора казеина. Инструменты и приспособления для темперной живописи: Палитры из нержавеющего материала, на которых имеются достаточно углубленные луночки и стаканчик для воды, по краям снабжены бортиком. Кисти с длинным волосом: щетинные мягкие (колонок) барсучьи флейцы. Тема: «Технология темперной живописи». Готовят картон в натуральную величину в цвете. Делают необходимое количество трафаретов для припороха или прямых. Живопись можно вести 2-мя способами: I способ Если хотят выдержать живопись в светлой гамме и использовать прозрачность красок, то работу ведут на белом грунте. Начинают писать жидкими и водянистыми красками, делая подмалевок во всех частях картины, и только после этого переходят постепенно к пастозным краскам. Примечание: пастозно начатая живопись и притом в слишком темных тонах затрудняет впоследствии переход в светлый тон. II способ Делают подмалевок в серых тонах и добиваются надлежащего тона с помощью лессировок Для защиты живописи ее покрывают лаком (кистями, валиком, распылением, методом струйного облива, погружением в лак). Покрытие темперы лаком Т. к. при правильном выполнении живописи краски темперы могут иметь неоднородную плотность, а следовательно, различную проницаемость лаками, то воизбежании потемнения живопись сначала раскрывают 4%-м раствором желатина. Наносят защитное покрытие. Твердая пленка олифы или лака защищает живопись от воздействия влаги, осадков, световых лучей, потоков воздуха и т. д. Покрытия должны обладать свойствами: Эластичностью и упругостью (чтобы создаваемые внутри напряжения не приводили к усадке или растрескиванию). Твердостью (чтобы защитить от механических воздействий, например, царапин). Влагостойкостью (чтобы защитить красочный слой от влаги, не разрушаясь при этом). Оптимальной скоростью первичного отверждения (долгосохнущие – пылятся). Биостойкостью (должна противостоять разрушающей деятельности плесени, бактерий, грибка). Обратимостью (должна размягчаться и набухать при контакте с органическими растворителями, нейтральными к другим материалам живописи). Прозрачностью (чтобы не приглушать яркость красок). В настоящее время для покрытия используется: Натуральная олифа, специально подготовленная: Отбеленное льняное масло дополнительно высветляют. Затем варят при t0 125-1800C. Постепенно в горячее масло всыпают порошок ацетата кобальта (250-300мг на 100г масла), помешивая стеклянной палочкой. Когда порошок растворится, олифу остужают и фильтруют через марлю, ставят в теплое место. ТБ! ацетат кобальта токсичен, поэтому нельзя наклоняться над сосудом при нагреве масла с порошком, не допускать попадания на кожу! Смесь даммары с воском. Чистый пчелиный воск. Лак АКО – это раствор алкидно-силиконовой смолы в смеси растворителей: метиленгликоля с уайт-спиритом (1:1) (по техническим свойствам раствора этой смолы приравнивается натуральным масляным лакам). Масляные и смоляные лаки (даммарный, мастичный, фисташковый, шеллак). Масляно-смоляные органорасстворимые лаки (т. е. в составе присутствуют органические растворители и доводятся до рабочей вязкости органическими растворителями). Виды масляно-смоляных лаков: ПФ-238 (алкидный лак) – образует гладкое, глянцевое, устойчивое к истиранию твердое и водостойкое покрытие: для внутренних поверхностей (дерева и металла). «Ореол» (алкидный лак) – улучшенный ПФ-238. «Тиккурила» (алкидный лак) – Финляндия – желеобразный лак, удобен для вертикальных поверхностей и потолков. Тема: «Прочность и долговечность темперной живописи». Крепость слоев казеиновой темперы выше, чем у яичной. Если правильно подобрана дозировка казеиновой эмульсии, то она не дает трещин, даже если наносится в виде пасты. Ею можно покрывать дерево, холст, металл, камень, стекло. В монументальной и станковой живописи казеиновая темпера требует крепкого грунта; если грунт «слабый», то она «оторвет» его от любой поверхности, на которую тот нанесен. Примечания: Для увеличения прочности темперной живописи не рекомендуется разбавлять краски водой. Для приготовления красок лучше пользоваться свежими материалами, а не готовыми промышленными. Достоинства и недостатки темперной живописи: Достоинства: Недостатки: Возможны различные техники живописи без ущерба для ее прочности Краски темперы, покрытые лаком, по красоте превосходят масляную живопись. Живопись темперой не темнеет, не желтеет, не изменяет своего тона с течением времени. В отличие от масляных красок, краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде высыхания. Быстрота высыхания. Изменение тона при высыхании.

Предыдущая статьяИсторическая живопись 1870-х годов
Следующая статья«НЕПОСТИЖИМЫЕ МИРЫ» русских символистов