Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачищается и дорабатывается способом чеканки.
История литья в искусстве России поражает своей долговечностью. В этой технике будут исполняться сложные змеевики, нательные кресты, амулеты и вотивы. Народное северное медное литейное искусство будет известно вплоть до XIX в. Изделия, производимые народом и реализуемые на ярмарках, будут самыми разнообразными по назначению — от пряжек и чернильниц до рукомойников.
Орнаментальные же мотивы не отличаются разнообразием и какими-либо сложными элементами, так как техника литья не допускает более тщательной проработки орнамента или включения сложных композиций. Будущее литейного искусства заключается в сочетании с другими техниками: ковкой, штамповкой, украшением драгоценными или полудрагоценными камнями.
Уже в XVI в. Тула была местом производства железа, а затем и оружия. В 1712 г. при Оружейной слободе основан Тульский оружейный завод, где исполнялись государственные заказы. Сюда переводятся мастера из Оружейной палаты Московского Кремля, что, видимо, сыграло свою роль в развитии украшения оружия, а впоследствии и производства художественных изделий и уникальной мебели.
Москва стремилась сосредоточить производство оружия на казенном предприятии, объединить мастеров и усовершенствовать выделку металла и оружия, но мастера добивались права работать по своим домам. Самостоятельность мастеров служила развитию искусства украшения оружия, которое пользовалось известностью в конце XVIII в.
К этому времени сформировались специфические художественные приемы оформления оружия, а затем мебели и других предметов, которые позволили превзойти аналогичные иноземные изделия. Используя алмишую огранку стали, известную английским ювелирам, Тульские мастера овладели ею в совершенстве, сочетая этот эффектный прием с другими видами обработки металла.
Интенсивный цвет вороненой стали с ее переливающимися оттенками от глубоких синих и голубых тонов до темно-зеленых и розовых в сочетании с позолотой и светлой поверхностью блестящей стали давали возможность создавать широкую палитру цвета. Его красоте соответствовали ювелирная тонкость бронзовых позолоченных рельефов и игра граненых стальных «алмазов».
Последние придавали черты особой неповторимости работам тульских мастеров. Граненые стальные элементы с успехом имитировали игру настоящих алмазов. Гранение производилось вручную и отличалось невысоким качеством. Стальные шарики обрабатывались по типу бриллиантовой огранки, до 16 граней, причем величина их не превосходила подчас мелких бисеринок. Применение алмазов и сочетание их с другими приемами обработки металла отличалось большим разнообразием и гармоничным соответствием форме предмета.
В украшении эфесов шпаг, охотничьих ножен, деталей ружей использовались все виды обработки стали. Орнаментация отличалась строгостью стиля классических мотивов. Имела место и сюжетная миниатюра: сцены охоты, бег оленей, воинские эмблемы, исполненные прекрасным рисунком. Весь декор гармонично сочетался с конфигурацией частей оружия. В высоком профессионализме таких работ проявилось наличие при заводе архитектора, а также скульптурного и рисовального мастеров.
В конце XVIII в. стало развиваться крестьянское производство медных изделий для местных рынков Севера. Большую роль в оживлении промыслов играли ярмарки. Одной из самых крупных считалась Благовещенская ярмарка в Шенкурском уезде Архангельской губернии, где продавалась медная посуда.
Расцвету меднолитейного искусства на Севере в середине XIX в. способствовали известные выговские старообрядческие меднолитейные мастерские, существовавшие на территории современной Карелии — на реке Выг и в Поморье. В течение полутора веков выгорецкие мастера снабжали раскольников всей России медными иконками, крестами, складнями, застежками для церковных книг и другими культовыми предметами. Во второй половине XIX в. заметно ухудшается художественное и техническое качество отливок
Медная культовая пластика теряет присущие ей ранее чистоту отливки, тщательность отделки, сдержанную строгость и каноничность образов. Мастерство литейщиков, выселенных в XIX в. из Выгорецкого общежительства, оказало большое влияние на развитие меднолитейного промысла не только на Севере, но и во всей России. Во второй половине XIX в. появились новые центры старообрядческого медного литья: в Москве и Подмосковье, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири.
Производство медных изделий во второй половине! XIX — начале XX в. значительно увеличилось в районе Белого моря, а также в бассейнах рек Мезени, Пинеги, Печоры и; их притоков. Материалы сельскохозяйственных и промышленных выставок второй половины XIX в. свидетельствуют о наличии развитого кустарного производства медных изделий в Пинеге. Там чеканили братины и другую посуду мастера Монаковы. Основной ассортимент составляли братины, блюда, колокольчики, боталы для скота и почтовых лошадей.
Отношение к медным изделиям у народов Севера было особое. Медь считалась издавна магическим металлом и несла в себе спасение от болезней и различных бед, способствовала процветанию дома и семьи.
Несмотря на то что уже в первой половине XVII в. вместе с русскими на Пинегу проникло христианство, там в течение нескольких веков господствовало идолопоклонничество, сохранялась вера в домовых, колдунов, ведьм. Оружием против нечистой силы служили кресты на гайтанах (цепях), называемые чертогонами.
Крест с кружком считался оберегом против злых сил. Такое же значение придавалось латунным гребням, которые носили на поясе. О производстве медных гребней на Севере известно немного. В XIX в. они часто изготавливались бродячими медниками.
Мотив парных конских голов в медных изделиях северных ремесленников появился не во времена колонизации Севера новгородцами, а ранее — как результат торговых связей местных жителей с племенами, населявшими территорию Волго-Окского междуречья. Излюбленный элемент декора на поверхности медных изделий — циркульный или глазковый орнамент, повторяющий знаковое изображение солнца.
А. Б. Рыбаков высказал мысль о том, что в разнообразных соединениях и композициях подобные системы кругов всегда
Представляют собой символическое изображение солнца, в культе которого заключается глубокое и целостное мировоззрение древнего язычества.
Самостоятельную группу медных изделий, выполненных в технике литья с просечкой и иногда гравировкой, составляют так называемые спицы-зеркальца для крепления льна к прялке. Спицы представляют собой прямоугольную или трапециевидную рамку для зеркальца небольшого размера. Первоначально форма зеркальца напоминала фигуру Мокоши — богини природы.
Позднее, под воздействием городской культуры XVIII в. изменились очертания предмета и общий стиль орнаментики. Он стал более условным и усложненным. Подобные условные изображения древнеславянской богини плодородия встречаются вплоть до середины XX в.
В 1970-х гг. появился ряд публикаций, посвященных ким- женским литейщикам, где отмечалось, что мастера продолжали свою деятельность и в XX в., снабжая многих жителей Севера, особенно канинских ненцев. Ассортимент кимженских мастеров отличался большим разнообразием: складни, иконки, кресты, церковные колокола, медные украшения для церквей, колокольчики для почтовых лошадей и для скота, конская и оленья упряжь, латунные украшения для женского и мужского национальных костюмов ненцев, бляхи для коно- вальских сумок.
Также древнейшим центром металлургии, начиная с неолита и бронзовой эпохи, был Урал. XVIII век — время быстрого развития здесь промышленного производства меди, железа, чугуна, а затем оружия. Промышленное производство металла не мешало сохранению ремесла на всем протяжении XVIII столетия. Это были медные и железные изделия, в том числе с росписью.
Медная посуда и различная утварь простых и удобных форм, часто украшенная рельефным орнаментом, пользовалась популярностью в России. Она делалась ири заводах Демидова, где с середины века стали выпускаться и железные подносы под прочным «хрустальным» лаком, изобретенным местным живописцем Худояровым.
Ремесленно-промышленным оставался Урал. Здесь росли и строились города вокруг больших и малых заводов. Скульптура и чугунные решетки украшали Москву и Подмосковье, Петербург, усадьбы и губернские города, особенно Урала и Сибири. Златоуст славился парадным оружием.
На Златоустской оружейной фабрике, где с начала XIX в. было налажено производство высококачественного оружия, получило развитие и его художественное оформление, в котором проявилось самостоятельное творчество мастеров. Овладев приемами травления и позолоты, оборонной чеканкой, гравировкой и насечкой по металлу, сочетая полированную и вороненую поверхности с матовым рельефом, мастера добивались яркой декоративности не только орнаментальных мотивов, но и сюжетных композиций. Клинки сабель и шпаг, охотничьих ножей украшались изображениями нарядной военной арматуры, символических фигур, сцен охоты и сражений.
Как и в Туле, в Златоусте делали не только оружие: изготавливали ножи, подносы, бритвы, что позволяло мастерам более свободно трактовать сюжетные сцены. Здесь сложилась своя традиция, развитие которой привело в последующем к сохранению этого уникального вида мастерства вплоть до нашего времени.
Урал остался центром различных ремесел, связанных с металлургией; они сопутствовали промышленному производству меди и железа, созданию монументальных произведений: скульптуры, оград, архитектурных деталей. Параллельно с государственными и частными заказами на крупные работы делались предметы бытового назначения: медная посуда и различная утварь, железные подносы и сундуки, литые и кованые изделия.
Один из наиболее известных литейных промыслов России — это Каслинский центр, который, будучи одним из самых старинных промыслов, практически не претерпел серьезных технологических изменений и сохранился до сего дня.
Здесь уже в середине XIX в. было развито производство высокохудожественных изделий. Наряду с чугунными плитами, лестницами, оградами для садов и парков отливалась монументальная скульптура, лучшие образцы которой вошли в историю русской культуры, градостроительства и архитектуры. Каслинские мастера изготавливали не только монументальную скульптуру, но и мелкую пластику, а также большое количество декоративных изделий прикладного характера.
Это были подсвечники, шкатулки, лотки, коробочки, часто дополненные скульптурными формами или ажурным литьем. Это искусство обрело свои черты благодаря самостоятельному творчеству мастеров, освоивших специфику такого материала, как чугун, и своеобразную технологию.
Не случайно особенно полюбилось ажурное литье, в котором каслинцы проявили свое виртуозное мастерство и творческую выдумку: и ажурных решетках преодолевалась тяжесть темного чугуна, легкий рельеф при этом создавал игру светотени. Каслинская пластика и предметы прикладного искусства полюбились в России. В начале XIX в. делались украшения к костюму: пряжки, броши, браслеты, перстни, в которых ажурный рельеф применялся с большим эффектом.
Таким образом, можно сказать, что литейное искусство продолжает традиции Древней Руси, распространяясь по всей территории государства. А открытие многих новых месторождений железной руды и меди дает возможность совершенствоваться мастерам-литейщикам в своем профессионализме, а также расширять ассортимент изготавливаемой продукции.