Выставка Ларжильера

Ежегодно в парижской галерее, очень посещаемой публикой, устраивается персональная выставка какого-нибудь крупного художника минувших эпох, обычно приурочиваемая к юбилейной дате. В 1926 году здесь была выставка Ларжильера — событие в музейной и художественной жизни Европы, в следующем году, по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня смерти Курбе, организована его выставка.

До чего сходен удел всех великих новаторов в искусстве! За редчайшими исключениями, мы имеем почти один и тот же трафарет «трудов и дней» сперва всеобщее непризнание, а если человек силен — негодование и возмущение, затем медленное и постепенное признание и, наконец, всеобщее преклонение. Милле, Курбе, Мане, Сезанн, Ван Гог чтобы назвать только самые яркие примеры.

Но никто из них не подвергался столь ожесточенной травле, как Курбе. Тех недооценивали, не любили, иногда не переносили, но Курбе прямо травили, безостановочно, упорно, с бешеной злобой. И несмотря на то, что он отнюдь не отличался дряблостью воли и прекраснодушием, что он защищался как тигр и сам нападал, умея платить за злобу презрением, враги (а врагами его были все, за исключением молодежи) одолели и доконали его.

Органически не перенося лжи и каких бы то ни было приукрашиваний действительности, Курбе считал даже крестьян Милле несколько идеализированными и романтизированными. В 1850 году он пишет своих «Камнебойцев», принадлежащих Дрезденской картинной галерее и присланных последней на юбилейную выставку. С этой картины, а не с «Похорон в Орнане» (1849), ведет свое начало реализм как художественное направление. Вместо красивого, по мнению Курбе «слишком красивого», пейзажа барбизонцев он дает оголенный склон горы, традиционно построенную композицию центрического типа заменяет двумя фигурами, режущими картину на две равные части.

Еще решительнее следующая картина — «Купальщицы», для которой, в противовес салонной красивости, он нарочо выбирает уродливых натурщиц.

Выставка Ларжильера
Предыдущая статья5 дизайнерских провалов и успехов
Следующая статьяВлияние фотореалистического «неонатурализма»