Пространственные конструкции К. Иогансона

При всех различиях личных творческих концепций все пять участников выставки Обмоху в 1921 году (Родченко, Иогансон, Медунецкий и Стенберги) стояли на общей платформе. Все они пытались выявить вовне конструктивную структуру, хотя и шли разными путями.

Пространственные конструкции Родченко выявляли приемы трансформации и конструирования из стандартных элементов. Пространственные конструкции Медунецкого выявляли целый ряд различных приемов структурного построения: соотношение элементов различной формы и материала, внутреннюю напряженность конструктивного элемента (пружина, консоль) и т. д. Пространственные конструкции братьев Стенбергов были ориентированы на выявление конструктивной работы технической конструкции, построенной из инженерных профилей, на подчеркивание пространственности построения путем сочетания ажурной конструкции и стекла.

Были свои особенности и в пространственных конструкциях К.Иогансона. В его работах еще в начале 20-х годов видели такие качества, которые выделяли их из общего ряда экспериментов с пространственными конструкциями.

А.Кемени в двух своих докладах в ИНХУКе в декабре 1921 года (когда в ИНХУКе подводились итоги этапа «от изображения—к конструкции»), объединяя конструкции молодых конструктивистов (Иогансона, Медунецкого и Стенбергов) и считая, что «их конструкции—конструкции материальные в истинном смысле этого слова, так как они исходят из внутренней природы употребляемого материала», наиболее четкое выражение этих принципов видел в работах Иогансона. А.Кемени отмечает, что К.Иогансон стремится дать элементарную материальную конструкцию и истолковать ее как таковую, связывая друг с другом дерево и железо с учетом особенностей их как материала. В то же время уже тогда на обсуждениях в ИНХУКе говорилось о его поисках некоей символики в технической конструкции, о его пристрастии к форме пространственного креста.

Тема пространственного креста проходит красной нитью через графические и пространственные работы Иогансона, через его тексты и выступления на заседаниях ИНХУКа. Судя по всему,

Иогансон видел в пространственном кресте даже некий стилистический первоэлемент, связанный с выявленной вовне каркасной конструкцией. Причем важно отметить, что прямоугольный пространственный крест (деревянные стержни) соединялся в его экспериментальных конструкциях с пространственными же диагоналями (металлические растяжки). К.Иогансон показал в мае 1921 года на выставке Обмоху серию пространственных крестов, состоящую из шести работ, которые можно разделить на две группы: три конструкции— это простейший пространственный крест и три—поиски путей его конструктивного усложнения.

Первая конструкция представляет собой прямоугольный пространственный крест, образованный деревянными квадратными в сечении брусками, соприкасающимися в центральной части. Чтобы сделать жесткой эту систему, Иогансон соединяет концы брусков растяжками, хотя и не использует всех возможностей применения растяжек. Трех растяжек здесь не хватает. Анализ на модели показал, что убраны те растяжки, которые не влияют на жесткость конструкции.

На примере второй конструкции видно, что она остается жесткой, если, изменив длину растяжек, трансформировать образуемый брусками прямоугольный пространственный крест в тупоостроугольный.

В третьей конструкции в центре прямоугольного пространственного креста использовано шарнирное сочленение, поэтому для создания жесткой конструкции потребовалось использовать все возможности применения растяжек.

В стремлении проэкспериментировать различные возможности создания жесткой конструкции при не скрепленных, а только соприкасающихся друг с другом брусках основного пространственного креста Иогансон в трех других конструкциях использует различные направления поиска: скрепление концов креста дополнительными брусками, применение дополнительных брусков в сочетании с растяжками, сдвиг брусков основного креста относительно друг друга.

Пять конструкций из серии образуют пространственно жесткие структуры и могут быть подвешены или поставлены на плоскость любой стороной.

В шестой конструкции пространственная устойчивость, как показал анализ на модели, связана с весом работающих на сжатие элементов (металлических стержней), что позволило вместо 12 растяжек использовать лишь 7.

По сравнению с пространственными построениями других конструктивистов работы Иогансона—это конструкции в полном смысле слова, а не вариации на темы конструкций. В них присутствует элемент конструктивно-технической изобретательности, настрой на создание максимально рационально работающей конструкции.

Иогансон, пожалуй, первым из тех художников, которые создавали тогда пространственные конструкции, использовал наряду со стержневыми элементами растяжки, причем не

просто как вспомогательные монтажные элементы, а как органическую часть пространственно устойчивой системы. Иогансон провозглашал в своих теоретических декларациях стремление к конструктивно-техническим изобретениям, называл себя «изобретателем» и, как писал Л.Лисицкий в 1922 году, «посвятил себя изобретательству, приложению своих сил к чистой технике, полностью отказавшись от искусства» 27. Однако концепция формообразования К.Иогансона, хотя она и была тесно связана со стремлением рационально использовать материалы, явно имела и символическую окраску, так как Иогансон настаивал на. том, что в любом построении должен непременно присутствовать пространственный крест.

Предыдущая статьяЖивопись 1880-х годов
Следующая статьяМечты космического века и «Радикальный дизайн»