Не менее важно правильно подобрать кисти. Для этого важны и качество, и количество. Начнем с того, что кисти для акварели обязательно должны быть мягкими.

Жесткие щетинные кисти не годятся, так как они плохо держат воду и оставляют после себя след, их используют только для густых пастозных красок. Для акварельной живописи подойдут кисти из белки, пони, колонка, а также мягкие синтетические.

Обратите внимание и на то, что кисти бывают разными по форме: круглые и плоские. На кистях указываются номера, обозначающие их толщину. Для работы с акварелью потребуется несколько круглых кистей от № 2 до 14, а также несколько плоских кистей № 20, 30, 50. Зачем же так много? — удивитесь вы.

Просто каждая кисть соответствует определенному виду работ. Для больших заливок или смачивания бумаги подойдут широкие плоские кисти. Для мелких прорисовок используйте тонкие круглые кисти. Основная работа тоже выполняется круглыми кистями. Давайте внимательно рассмотрим каждый случай и обратим внимание на то, как правильно держать кисть.

Широкая плоская кисть. С помощью этой кисти можно легко смочить лист бумаги. Просто обмакните кисть в воду, лишнюю немного отожмите о край стаканчика с водой. Затем свободными движениями горизонтальными мазками смочите всю поверхность листа сверху вниз. Таким образом у вас получится равномерно смоченный лист бумаги.

Также при помощи плоской кисти можно сделать однотонную заливку на листе. Для этого сначала составьте на палитре нужный оттенок, затем добавьте нужное количество воды и получившимся раствором аккуратно затонируйте бумагу.

Если же вы хотите тонально усилить какую-то часть фона либо сделать, например, полосу, то вам тоже подойдет широкая плоская кисть. Только в этом случае наносите мазки вертикально, то есть перпендикулярно листу. При правильном положении кисти у вас получится равномерное нанесение краски, только помните, что бумага должна быть влажной.

При работе небольшой плоской кистью по сухому листу бумаги у вас получатся ровные полосы. Этот прием прекрасно подходит для создания декоративной живописи, а также для нанесения ровных теней при работе с городскими пейзажами или натюрмортами.

Круглые кисти более привычны для работы, но и здесь есть свои тонкости. Большими круглыми кистями удобно как бы разливать краску по мокрому листу бумаги. Для этого мокрую кисть обмакните в краску, а затем кончиком легкими движениями коснитесь листа. Краска растекается по мокрой бумаге, при этом следов от кисти не остается. Сделайте несколько точек разными цветами, и вы увидите, как красиво и непредсказуемо растекаются и перемешиваются краски. Такая техника подходит для написания неба или фона. После высыхания вы можете делать дальнейшие проработки уже по сухому, используя эту же кисть.

Тонкие круглые кисти оставляют тонкие и аккуратные линии. Для этого нужно работать самым кончиком кисти. Вы можете положить руку на работу, если она сухая, либо опираться на мизинец, кисть же в это время должна быть совершенно свободна. Ни в коем случае не давите на нее.

Круглые кисти среднего размера подходят для основной работы. Ими можно делать как отдельные мазки, работая самым концом, так и небольшие заливки. Для этого кисть должна прилегать к бумаге под маленьким углом, то есть наполовину лежать на ней. Делайте это очень мягко и помните, что кисть должна быть всегда с водой и краской, тогда она будет оставлять красивый текучий след.

Обратите внимание на то, как нельзя обращаться с кистью. На нее нельзя давить слишком сильно, в противном случае ворс кисти будет растопырен. Мазки от такой кисти грубые и некрасивые. После такой работы кисть можно считать испорченной, так как ее кончик становится грубым и лохматым.

Не забывайте о том, что для акварели очень важно, чтобы цвет был чистым и прозрачным. А это значит, что краска должна легко растекаться по листу. Для этого часто меняйте воду. Воду лучше наливать в прозрачный стакан, чтобы видеть, когда она станет грязной и ее надо будет заменить. Промывайте кисть в стакане несколькими легкими движениями.

Лишнюю воду с кисти легко можно удалить, отжав кисть о край стаканчика или аккуратно протерев бумажной салфеткой.

Никогда не оставляйте кисти в воде. Это может их испортить. Мягкий ворс кистей загнется, и такая кисть будет непригодна для живописи.

После работы хорошо промойте в воде кисти. Акварельные краски прекрасно отмываются под струей воды, так что вам не нужны никакие растворители для промывания кистей. Вымытые кисти поставьте сохнуть в стаканчик ворсом вверх.

Предыдущая статьяОправа из самоклеящегося свинца
Следующая статьяПлакат — сложный жанр монументальной графики