Многие специалисты вообще склонны считать, что 70-е годы произошел заметный перелом в изобразительном творчестве, а может быть, и начался какой-то новый этап или большой период в его развитии. И осуществили этот перелом именно молодые художники, те, кому в 70-е годы еще не было и сорока.
Вокруг их творчества развернулись дискуссии и споры. Высказывались разные, порой противоречивые, точки зрения. Они нашли отражение на страницах журналов «Творчество», «Декоративное искусство», «Искусство». Однако все были единодушны в мнении о том, что творчество молодых — явление явно новое, оригинальное и имеет свои специфические особенности.
Молодое искусство активно входило в художественную жизнь страна. Общество, критика были доброжелательны к этим мастерам. Молодежь всегда рассматривалась как смена в искусстве, его будущее.
Однако, как отметил один из критиков, радушие, с которым были встречены молодые советские художники в 70-е годы, притом людьми разных убеждений пристрастий, представляло собой в целом необычное явление.
В 1976 г. было принято постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью». В нем подчеркивалась необходимость постоянно скреплять и разнообразить связи молодой художественной интеллигенции с жизнью, развивать ее общественную активность.
Говорилось о том, что «следует изучать проблемы и нужды молодежи, помогать проявлять свои дарования, направлять развитие талантов по творчески перспективному пути… поручать молодым интересные дела воспитывать их как стойких борцов за коммунистические идеалы».
Был также указан и ряд конкретных мер, направленных на «создание необходимых условий для профессиональной и общественной деятельности» молодежи.