Первые модели выглядели как большие и громоздкие ящики. Большие, потому что большими были детали, из которых собирались эти устройства, а форма ящика представлялась наиболее органичной для размещения и защиты многочисленных проводов и ламп. Производители не рассчитывали на крупносерийное производство и массовые продажи компьютеров, ведь они могли потребоваться только узкому кругу заказчиков — научным институтам, правительственным организациям и промышленным предприятиям. Плюс ко всему, лишь немногие из этих организаций могли себе позволить такую покупку.

Эти соображения имели свою логику. Поскольку главной функцией компьютеров являлись вычисления, область их применения оставалась довольно узкой. В конце концов, вычисления такого уровня не столь востребованы. Однако по мере того как компьютеры становились быстрее, компоненты меньше, а диапазон программного обеспечения шире, стало понятно, что применение вычислительных машин не ограничивается только вычислениями. Быстродействие компьютеров и возможности хранения информации росли экспоненциально, что открывало впечатляющие перспективы в области коммуникации и анализа информации. Компьютер стал инструментом в государственном управлении, литературе, сравнительном анализе данных, поиске преступников, проектировании, коммуникации со всем миром и тысяче других дел, компьютеризацию которых мы сегодня принимаем как должное.
Рост числа компьютерных программ, а также тот факт, что помимо программного обеспечения для научных и производственных нужд стали появляться приложения для рядовых пользователей, вызвали повышение спроса на дизайн этих программных продуктов.

Эволюция от комплекса УНИВАК 1954 года, который был первым серийным компьютером и занимал внушительных размеров комнату, до игривого «Аймака» в углу комнатушки студенческого общежития в контексте XX века выглядит моментальным скачком. Однако еще до того момента, когда компьютеры стали настолько же привычным предметом домашнего обихода, как и бытовая техника, они давно укоренились в самой бытовой технике — в виде микрочипов. Потребители привыкли ежедневно пользоваться компьютерами в автомобилях, офисных АТС, игрушках, фотоаппаратах, часах и стиральных машинах, даже не подозревая об этом.

Дизайн компьютеров вызвал необходимость в дизайне для компьютеров. Так же как автомобиль нуждается в инфраструктуре — скоростных шоссе, мостах, гаражах, бензоколонках, придорожных кафе, мотелях, — процессоры компьютеров нуждаются в периферийных устройствах, которые нужно специально разрабатывать и конструировать. Благодаря компьютерам возникло производство клавиатур, мониторов, мышек, модемов, сканеров, принтеров, не говоря уже о специализированной «компьютерной» мебели. Компьютеры породили другие компьютеры — ноутбуки, наладонники и цифровые плееры, — которые позволяют не расставаться с возможностями компьютера даже вне дома или офиса.

Самые радужные надежды компьютерной эпохи возлагались на электронный документооборот и отказ от массового использования бумаги. По иронии судьбы результат получился диаметрально противоположным: побочным эффектом всеобщей компьютеризации стал чудовищный рост потребления бумаги. Потребовалась разработка специальных устройств, шредеров, для быстрого уничтожения бумажных завалов. (Чуть позже арсенал устройств пополнился шредерами для компакт-дисков.)

Предыдущая статьяШезлонг для режиссера Билли Уайлдера
Следующая статьяСамые проницательные замечания о промышленном дизайне