Плетение, вязание и вышивка осуществляются на основе нити с помощью инструментов. Их отличие связано с приспособлениями и техникой формирования структуры. В одних случаях используют узел (макраме, кружево, русское кружево, фриволите), в других — протаскивают нить в петли (вязание крючком, спицами, «на вилке» и др.), в-третьих — прикрепляют нить к основе (холсту, полотенцу, ткани) с помощью иглы.
Техники и искусство плетения Макраме — переосмысленный ныне вид древней декоративной техники, которая формируется с помощью узелков. Это сугубо функциональное ремесло, имеющее богатые традиции. Понятие макраме в значении «узелкового плетения» относят иногда к турецкому «макрама», что означает нарядный платок или платок с бахромой.
Древним является арабский платок или шаль (миграмах). Можно сказать, что особое значение вязание узелков имеет для воображения, представления, развития памяти. Завязывание узла имело и какое-то сакральное значение. Отсюда — «узелок на память».
Считают, что история узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Археологические находки подтверждают его широкое географическое бытование. В Египте найдены его образцы, китайцам оно было известно, в Месоамерике была даже узелковая письменность.
Считают, что в Европу узелковая техника из стран Востока проникает в XIII в. В Италии плетение как декоративное искусство начинает развиваться в XVIII столетии. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера — скатертей, покрывал, абажуров, для отделки ширм и покрытий для кресел.
Кружево — плетение, в котором используют приспособление с коклюшками. Чего больше в искусстве кружева? Конечно не дорогой золотой нити, а простой льняной. И изделие — не полновесное ковровое или гобеленовое полотно, а всего лишь легкая паутинка, прозрачная дымка, полная невесомых пространственных причуд то ли природы, то ли света, рождающегося в изысканности хитросплетений узелков и нити.
Кружево скорее следует признать игрой воображения, нежели полезной вещью. В этом смысле оно близко изобразительному искусству и графической эстетике, ведь возникающие при терминах вязь, кружево, ажур ассоциации выражаются в понятиях красоты. Так говорят и о просечном железе, резьбе по дереву, узорах на кости и других художественных вещах.
Считается, что первые кружевные изделия в Европе появились в Венеции в конце XV столетия. Очень быстро кружево переболело своим сходством с филейным искусством, когда рисунок вместе с сетчатым полем выполнялся (шился) непосредственно иглой, а по контуру его для жесткости вшивался тонкий волос, узоры получались рельефными.
Итальянский Ренессанс подарил миру искусство, богатое орнаментом, включающее мотивы из мифологии. В XVI-XVIII вв. кружево победно шествует по Европе. Законодательницей моды становится Фландрия. Особенность фламандских кружев — в воздушной тонкости и изящности узора, ткущегося из нити, которую получали из самого лучшего льна, произраставшего в мягком североатлантическом климате.
Фламандское кружево было не только самым красивым, но и самым дорогим.
Технология кружева.
Орнаментальное коклюшечное кружево — сложная технологическая и художественная система . Особенностью ее является плоскостность выполняемых узоров и в то же время разнообразие переплетений образует игру фактур, которая, кажется, не имеет пределов.