Декоративно-прикладное искусство Перу известно всему миру, благодаря разнообразию, цвету, творческим идеям, воплощённым в жизнь, и многофункциональности изделий.
Ремесленная деятельность – это не только часть культурной самобытности страны, но и образ жизни тысяч семей и целых общин.
В Куско, Священной долине инков и близлежащих городах работает множество ремесленных мастерских, в которых все процессы основаны на традициях предков – инков.
Среди изделий декоративно-прикладного искусства особое место занимают предметы из шерсти альпаки ручной работы, керамика, скульптура и миниатюра. За качество своей продукции ремесленные магазины этого города заслужили международную репутацию. Кроме того, посещение подобных ремесленных мастерских, магазинов, а также воскресных ярмарок является хорошей возможностью не только купить красивые изделия кустарных промыслов, но и вступить в контакт с самими производителями.
Керамика – самое распространённое направление ремесленной деятельности Перу. Керамические изделия в изобилии продаются на рынках Куско, Хулиаки и других ремесленных центрах, а также на ярмарках в столице Лиме.
Декоративные керамические сосуды из города Чулуканас в департаменте Пьюра являются наиболее узнаваемыми. В городе работают 250 мастеров-гончаров, и их изделия отличаются такими нюансами: чёрный цвет сосудов, полировка и изображение типичных местных персонажей – музыкантов, танцоров и животных, которые словно оживают на изделиях ручной работы.
В технологии местного гончарного ремесла используются доиспанские методы культур викус и рекуай, в которых свойства изделий достигаются путём снижения количества кислорода в глиняной массе.
В деревне Кинуа, расположенной в 40 км от города Аякучо производство керамических изделий является основным видом деятельности живущих здесь людей. Местная особенность заключается в красном и кремовом цветах изделий, которые обрабатываются весьма примитивными способами и, не смотря ни на что, обладают высокой художественной ценностью.
Глиняные изделия воплощают религиозную тематику – храмы, часовни и молитвенные домики. Кроме того, часто здесь можно увидеть изображение быка – символ Кинуа.
В перуанском экорегионе Пуна основным персонажем керамических изделий является бык из Пукары. Первоначально подобные изделия были ритуальными элементами – своего рода кувшины для напитков, употребляемых во время сакральных церемоний. В Пуне также изображают церкви и часовни, другие распространённые мотивы – музыканты, танцоры, флора и фауна озера Титикака.
Керамика Куско отражает все традиции инков. В современном искусстве керамики, названном «возрождением стиля инков», особое положение занимают Тика Куруна – стилизованная ваза, различные блюда и другие красочные ёмкости. Керамика из Куско характеризуется тем, что полировка не используется, а изображённые персонажи, крестьяне и Христос, имеют грубые, непропорциональные и искажённые черты.
В перуанской сельве женщины из племени шипибо используют очень пластичную глину. Декоративные мотивы изделий включают геометрические линии и узоры, через которые передаётся мировоззрение мастеров. Среди работ внимания заслуживают антропоморфные сосуды, на которых мужчины и женщины изображены в различных положениях. Также многие большие кувшины оформлены в виде животных, черепах или птиц.
Традиции колониального мастерства нашли продолжение в создании миниатюрных скульптур религиозной тематики – алтари храмов, кресты, различные святые и святое семейство, несколько вариантов изображения младенца Иисуса. Изготавливаются подобные предметы преимущественно из растительных материалов, таких как паста из картофельной муки, семян мушмулы, агавы, но нередко используется и гипс.
Народы Анд очень часто используют для танцев маски, как часть костюма, изображая демонов, ангелов, народы других рас и животных. Наиболее популярные выставки перуанских масок проходят в Андах во время чествования Девы Марии-де-Канделария, а также в Хунине и провинции Лорето, в частности в общине Бора, где маски повествуют о мифах и обычаях народов Амазонии.
Из Испании было привезено искусство создавать скульптуры, изображающие композиции из церковных алтарей и крошечных человеческих фигурок, образов святых и фигур животных, которые используются в качестве католической религиозной атрибутики. Из этого искусства ремесленники Аякучо вывели собственные традиции, изображая в скульптурах два мира: верхний, небесный мир со святыми и священными животными Анд, и нижний, земной мир с фигурами обычных крестьян и пастухов. Также в этих композициях могут смешиваться образы христианских святых с изображением доколумбовых богов.
Для такого декоративно-прикладного искусства, как резьба по камню, в Перу используют гранит, базальт, андезит, камень из озера, которое располагается в Пуне и белый алебастр, известный как камень Уаманга и используемый в качестве замена более дорогих материалов – мрамора и фарфора. Первыми изображениями из камня Уманга были Младенец Иисус, кресты, образы святых. Впоследствии религиозная тема была расширена, отделка стала более грубой, и в качестве сувенира можно приобрести изображение различных существ.
На резьбу по дереву первоначально тоже влияли религиозные культы, деревянной резьбой в стиле барокко украшались алтари храмов, монастыри, например, Сан-Блас или храм в Куско. Сейчас центром этого промысла стало поселение Молинос недалеко от Уанкайо. Среди выпускаемой деревянной продукции – петухи, утки, лошади и ослы, львы и фигуры мифологических животных.
Искусство резьбы и росписи по тыкве и создание сосудов для мате уходит в глубину более трёх с половиной тысяч лет. Первые древнейшие сосуды были найдены на северном побережье Перу в долине Чикама. Позднее искусство мате получило развитие в области Аякучо, ремесленники покрывали тыквы широкими мазками, изображая сцены из крестьянской жизни. В других вариантах рисунок делается чрезвычайно мелким и накладывается резьба, но мотивы остаются прежними – сельская жизнь. В настоящее время этот промысел развит в долине реки Мантаро, поскольку здесь бахчевые культуры выращиваются в большом количестве.
Обилие минералов и полудрагоценных камней в Перу дало возможность развиваться ювелирному промыслу с древнейших времён. Современные мастера используют в чеканке и филиграни методику культуры моче (VII-XII вв.). Провинции Хунин , Уанкавелика , Аякучо и Куско работают с серебром, продолжая колониальные традиции. Ассортимент изделий очень разнообразен: ожерелья, серьги, рамы для картин и зеркал, в которых серебро дополняется другими материалами, и присутствуют изображения животных и образы святых. Для ожерелий, колец и браслетов используются хризоколл, бирюза, оникс и опал.
Современные ткачи в Перу также являются наследниками и продолжателями давних индейских традиций. Материалами для текстильного промысла служат белый и коричневый хлопок, шерсть альпаки и ламы, иногда в изделия включают нити из волос летучей мыши и золотые или серебряные нити. Наиболее популярными изделиями являются перуанские одеяла, сумки и пояса. Красители преимущественно натуральные, а геометрические рисунки символизируют цикл посева. Помимо ткачества здесь распространены такие ремёсла, как вышивка по тканям из овечьей шерсти и вязание.
В Кахамарке и на реке Апуримак на рынках ремесленники демонстрируют широкий спектр декоративных изделий из окрашенного стекла, дерева или глины – подносы, шкатулки, канцелярские принадлежности, посуда, ювелирные изделия, оформленные в виде животных с декором из мелких листьев и множества цветов. Многие из этих изделий имеют эффект старения за счёт использования специальных красок и лака.