Властвуя над умами всей Европы в течение XV и XVI веков, итальянцы имели соперников только в далеких Нидерландах. Все остальные страны оставались в тени, отбрасываемой ослепительным солнцем итальянского искусства.

В тени оставалась и Германия. Дав несколько художников мирового значения, она не вела за собою искусства Европы, не указывала новых путей и ничуть не изменила кривой его поступательного развития. Если бы на свете не было таких великанов, как Дюрер, Гольбейн и Грюневальд, человечество много потеряло бы, но в общей смене художественных явлений почти ничего не изменилось.

Когда в XVII веке стал явно обозначаться ущерб итальянского искусства, давшего за все следующее столетие только одного подлинного гения-Тьеполо, угасавший факел художества был выхвачен у Италии иными народами, в руках которых его пламя вновь ослепительно засверкало: испанцами, фламандцами, голландцами, французами. Правда, у трех первых хватило творческого порыва всего лишь на полвека с небольшим. Дав за столь краткий период времени несметные сокровища живописи, испанские, фламандские и голландские художники исчезают со сцены так же неожиданно, как и появились. Одна только Франция не оскудевает до наших дней

С начала XVIII века в зарубежном изобразительном искусстве не появилось ни одного течения, достаточно живого, мощного и тем самым неразрывно вплетающегося в общую эволюцию, которое не шло бы из Франции. Другие течения только эпизоды, случайные явления, существенно не влияющие и особенно ничего не меняющие. Английский портрет XVIII века, Гойя, прерафаэлиты в Англии, назарейцы в Германии — все это проходит, не оставляя глубоких, органически оправданных и потому неизбежных следов. Первенство Франции трижды законно и неоспоримо, хотят или не хотят с этим мириться. Это первенство сможет быть вырвано лишь новым феноменом, лишь после того, как заглохнет внутренний огонь французской изобразительной силы и накопятся новые силы где-нибудь в другом месте земного шара.

 

Предыдущая статьяПонятие декаданс
Следующая статьяЖивопись возрождения