Состояние интенсивной психической сосредоточенности, при котором теряется осознание внешнего мира и в результате обычно возникает чувство радости и удовлетворения.
Когда сенсорная и когнитивная системы недогружены, люди становятся безразличными и начинают скучать. Если эти системы перегружены, люди испытывают напряжение и разочарование. Погружение происходит, когда сенсорная и когнитивная системы работают на пределе, но не превышают его.
В этих условиях личность утрачивает ощущение внешнего мира и, как правило, испытывает сильные ощущения радости и удовлетворения. Погружение может произойти во время решения задачи, во время игры, чтения книги или написания картины. Погружение характеризуется одним или несколькими из следующих элементов:
- сложные, но выполнимые задачи;
- среда, в которой человек может сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние факторы;
- четко поставленные цели;
- немедленная обратная связь на основе действий человека или выполнения работы в целом;
- полное отвлечение от забот и разочарований повседневной жизни;
- чувство контроля над действиями, деятельностью и обстановкой;
- потеря интереса к собственным нуждам (например, к пище и воде);
- искаженное чувство времени (например, часы пролетают словно минуты).
Не до конца понятно, какие из этих элементов и в какой комбинации должны присутствовать, чтобы человек испытал погружение. Например, прогулка в парке, дающая множество сенсорных впечатлений, но имеющая минимальную когнитивную (познавательную) функцию, может погрузить человека в состояние полной отрешенности от внешнего мира.
С другой стороны, сложные игры, требующие умственного напряжения, но без сенсорных впечатлений (например, шахматы), также могут погрузить человека в это состояние полной сосредоточенности.
Учитывая широкий спектр познавательных способностей человека и относительно узкий спектр сенсорных, легче создать деятельность и обстановку, которые будут способствовать погружению посредством сенсорной стимуляции, чем посредством когнитивного процесса.
Однако сенсорное погружение тяжелее поддерживать в течение долгого периода времени, поэтому здесь возможны только непродолжительные состояния. В идеале погружение предполагает как сенсорные, так и когнитивные виды деятельности.
Вводите элементы погружения в те виды активности и сред, которые со временем могут привлечь внимание людей, — развлечения, обучение, игры и выставки. Ставьте четкие и выполнимые цели и задачи. Создайте среду, которая сведет к минимуму помехи, будет способствовать ощущению контроля и обеспечит обратную связь.
Усильте стимулы, которые отвлекают людей от внешнего мира, и подавите те из них, которые напоминают о нем. Создание правильного баланса элементов для достижения погружения, скорее, искусство, чем наука; поэтому, разрабатывая дизайн, оставьте достаточно времени для экспериментов и корректировки.
Выставка «Титаник» не просто очередная музейная экспозиция — это путешествие сквозь время, которое дает возможность посетителям самим пережить триумф и трагедию «Титаника».
Среди экспонатов представлены пассажирские билеты и уменьшенная копия корабля, атмосфера воздействует на зрение, слух, обоняние и осязание посетителей, но в то же время позволяет им контролировать темп своего экскурса и степень вовлеченности. Ощущение времени утрачивается, и проблемы внешнего мира постепенно блекнут по мере развертывания трагедии.