Подлинный расцвет этого вида прикладного искусства относится ко второй половине XVIII века. В 1730-1750-е годы тульские оружейники достигают такого совершенства, что стало возможным изготовление мебели. При этом форма стальной мебели зачастую повторяла форму мебели деревянной.
Немало тульских стальных изделий было приобретено для строившегося тогда Большого дворца в Павловске (ныне пригород Ленинграда).
Об этом сделаны записи в „Книге прихода разным мебелям»: .куплено паникадило о восьми свечах тульской работы от тамошнего мастера, стальные с золотой насечкой — одно»; „скамейка той же работы… с золотой насечкой — одна»; „зонтик тульской работы один»; „принято в Павловском паникадило тульской работы о двенадцати свечах, от мастера Семена Самойлова».
В апреле 1789 года в Павловск поступает стальной туалет: стол, зеркало со шкатулкой, две вазы с крышками, четыре массивных подсвечника (шандалы), две подушки и скамейка. Замечательное произведение тульских мастеров поражает совершенством формы и тонкостью насечки золотом разных оттенков. Это один из немногих сохранившихся гарнитуров мебели работы тульских „златокузнецов».
О многих тульских стальных изделиях стало известно по описи 1790 года, содержащей перечень убранства жилых комнат Большого дворца. Интересен туалет, отделанный стальными „алмазами», в который входят „прибор туалетный стальной с бронзовым украшением тульской отменной работы: стол четырехугольный. . . Зеркало овальное об одном стекле. . . Две вазы сквозные, с крышками. Четыре шандала. . . Стул обитый зеленым бархатом».
Туалеты Павловского дворца-музея по пропорциям и рисунку прекрасно вписывались в интерьер и не имеют себе равных. Стальные туалеты во дворцах-музеях знаменитых ленинградских пригородов Павловска и Пушкина представлены наряду с мебелью работы лучших французских мастеров — Жакоба и Рентгена, с бронзой — Гутьера и Томира.