Стремление интерпретировать неоднозначные образы как простые и завершенные, а не сложные и незаконченные.
Закон прегнантности — один из гештальт-принципов восприятия. Он гласит, что когда людям показывают ряд неоднозначных образов (элементов, которые можно истолковать по-разному), они трактуют их простейшим способом.
Здесь под понятием «простейший способ» мы подразумеваем такое расположение элементов, при котором их меньше, а не больше, композиция является скорее симметричной, чем асимметричной, и, как правило, соблюдаются остальные гештальт-принципы.
Например, фигуры, соприкасающиеся углами, можно интерпретировать или как смежные, или как перекрывающиеся. Если фигуры имеют сложную форму, то простейшим объяснением будет то, что они граничат, как кусочки пазла. Если фигуры имеют простую форму, то проще всего объяснить, что они частично перекрывают друг друга. Закон действует примерно так же, как образы извлекаются из памяти. Например, люди вспоминают расположение стран на картах более выровненным и симметричным, чем оно есть на самом деле.
Стремление воспринимать и вспоминать образы в упрощенном виде показывает, что человек использует когнитивные ресурсы для перевода или перекодирования образов в более простые формы. Поэтому если образы проще изначально, когнитивных ресурсов требуется меньше. Исследования подтверждают, что простые образы люди лучше воспринимают и запоминать, чем сложные.
Поэтому уменьшайте количество деталей в дизайне. Учтите, что симметричные композиции легче для восприятия и запоминания, чем асимметричные, но они менее интересны. Отдавайте предпочтение симметричным композициям, когда главным фактором является эффективность использования, и ассиметричными — когда необходимо заинтересовать потребителя. Учитывайте все гештальт-принципы (смыкание, общая история, отношение «фигура-фон», непрерывность, близость, схожесть и равномерная связность).
Фото с низким разрешением, на котором изображено горное формирование на Марсе, заставило многих предположить, что когда-то на этой планете существовала разумная жизнь.
Снимки с высоким разрешением, сделанные несколькими годами позже, предлагают более рациональное объяснение: люди пытаются упорядочить и наделить смыслом модели и образования, которых не существует вне их восприятия.
Эти наборы символов интерпретируют скорее как отдельные знаки, чем как символы, состоящие из нескольких значков.
Оба набора фигур интерпретируют чаще как несколько простых фигур, которые накрывают одна другую, чем как две сложные фигуры. Например, можно истолковать фигуру справа как состоящую из перевернутых двух П-образных форм и одного квадрата, а вторую — как состоящую из двух треугольников и пятиугольника.