На 1922—1924 годы был одним из многочисленных документов, разработанных Родченко. Согласно этому плану первые два года студенты овладевают общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, развитие изобретательских, комбинаторских и композиционных способностей и т. д.). Затем студенты специализируются на двух отделениях:

  1. конструкторском— «разработка формы и конструирование вещи в целом сообразно с назначением или трудовым применением вещи» и
  2. композиционном—применение «красочной композиции и… поверхностной (лицевой) обработки металла сообразно с индивидуальным или общественным значением данного композиционного разрешения».

Анализ документов метфака (не говоря уже о проектах студентов) показывает, что Родченко прекрасно понимал роль художественно-композиционных дисциплин в подготовке новых специалистов и целенаправленно создавал художественную школу дизайна.

Бывшие ученики метфака рассказывали в беседах со мной о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться в первые годы, когда формировалась новая методика обучения. Не все преподаватели были согласны с новым методом, внедряемым Родченко.

Не все студенты хотели работать после окончания вуза в промышленности, поэтому многие переходили с этого факультета на другие, резко сократился приток новых студентов. С трудом удалось сформировать из поступивших в 1921 — 1922 годах лишь небольшую группу студентов. Ведущая роль в перестройке факультета принадлежала Родченко. Значительной была и роль инженера С. Мапишевского, который взял на себя техническую сторону преподавания, вводил студентов в проблемы современной инженерии.

В процессе формирования советской дизайнерской школы очень многие вопросы приходилось решать заново, выявлять и определять сферы деятельности дизайнера (художника- производственника). В программах и заданиях, разработанных Родченко, отразилось понимание роли и места дизайнера в создании предметного окружения человека.

В «Программе по курсу проектирования металловещей», разработанной Родченко, вещи подразделялись на однофункциональные и многофункциональные. По методу выполнения задания подразделялись на четыре типа:

  1. Изготовление вещи в натуральную величину (ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, вилка, вешалка, зажигалка, складной чайник, замок, часы, чернильный прибор, фонарь для фотолаборатории и т. д.);
  2. Изготовление уменьшенной модели вещи (складной садовый стул, газетный киоск, витрина, ширма, складная кровать, настольная лампа, книжная полка, автоматический почтовый ящик, кресло-кровать, кровать-рабочий стол, часы для учреждения, металлическая посуда, складной туалетный прибор и т. д.);
  3. Разработка проекта в чертеже (кожух автомобиля, книжная витрина, уличные фонари с рекламами, внутренняя отделка трамвайного вагона, складная рабочая мебель, центральное отопление, оборудование книжного магазина, витрины универсальных магазинов, световая и движущаяся уличные рекламы, оборудование библиотек, радиоприемники на площадях, почтамт, банк, бани, столовая, рабочий клуб и т. д.);
  4. Художественная обработка поверхности предметов со всякого рода обозначениями (доски с надписями—эмаль и гравировка, значки для профсоюзов, знаки, гербы и т. д.).

Уже первый год работы метфака по новой методике резко изменил всю его направленность. Об этом наглядно свидетельствовала состоявшаяся в 1923 году первая отчетная выставка работ студентов метфака, на которой были представлены многофункциональные складные, трансформируемые и передвижные изделия. Среди них: складная кровать (автор П. Галактионов), трансформируемое кресло-кровать (Н. Соболев), шесть проектов складного театрального киоска (З. Быков, В. Пылинский, А. Галактионов, А. Истратов и др.).

Студентам было дано задание разработать проект книжного киоска, расположенного в интерьере театрального здания. В большинстве проектов трансформация ограничивалась развертыванием ажурной конструкции для демонстрации книг, а основу киоска составляла глухая стойка (с емкостями).

З. Быков решил задачу иначе. По его проекту киоск в сложенном виде представлял собой компактный контейнер для упаковки и перевозки книг, а в рабочем (развернутом)— ажурную конструкцию с несколькими вертикальными и горизонтальными плоскостями.

Крупные элементы оборудования студенты метфака выполняли в макетах, в уменьшенном виде. Небольшие изделия изготовлялись студентами в натуральную величину и в реальном материале (например, оригинальная по устройству металлическая пепельница З. Быкова).

В 1923—1924 годах Быков в духе курсовых работ метфака сделал для себя абажур-отражатель оригинальной конструкции: в угловую прорезь в картонном круге вставлен бумажный клин, перемещая который можно регулировать наклон диска, отражающего свет на рабочее место.

О многих проектах, которые были выполнены студентами метфака в 1923—1925 годах, можно узнать из списка работ, отобранных для выставки в Париже (1925). Среди них: проекты внутренней организации и оборудования книжного магазина, фотофонарь, домовый фонарь, настольная лампа, шоферские очки, трамвайный указатель, рекламная вывеска и др. Интересны четыре проекта 1923 года, отобранных для Парижской выставки.

Первый—проект З. Быкова: походный алюминиевый чайник- котелок. Это компактно складируемый набор, отдельные элементы которого трансформировались и выполняли две функции. Так, крышка котелка служила сковородой, крышка чайника превращается в ложку, складной стакан мог вкладываться в эту крышку, ножик-вилка—в ручку чайника.

Второй проект—поворотная настольная лампа, сконструированная П. Жигуновым. Она была изготовлена из металла: к круглой плоской подставке припаяна скоба с перекладиной. К верхней части скобы шарнирно крепится абажур, который можно было фиксировать под углом, нужным для работы.

Третий проект выполнен был А. Истратовым. Это складной умывальник для жилого дома без водопровода. Принцип устройства умывальника весьма прост: при откидывании дверцы с закрепленным на ней тазом для умывания приподнимался расположенный наверху бачок с чистой водой. Для того чтобы сложить умывальник, достаточно было опустить бачок, под тяжестью которого таз переворачивался и вода из него выливалась в ведро.

Четвертый проект—фотофонарь Д. Заонегина с белым, красным, зеленым и желтым стеклами на вращающемся диске. Позднее он создал вариант с выдвижными прозрачными цилиндрами красного и зеленого цвета.

В списке работ студентов метфака, отобранных для Парижской выставки, перечислены также проекты и образцы эмалевых значков, издательских и фабричных марок. Значки, как правило, выполнялись в технике эмали (например, значок завода АМО, 1926, автор А.Дамский). Иногда значки, особенно если требовался массовый тираж, выполнялись и в других материалах. Например, первомайский значок Вхутемаса (проект З.Быкова) был тиражирован на бумаге, а его же значок, посвященный V конгрессу Коминтерна, выполнили из материи (эмблема вышита). Сохранились два проекта заводской марки: для Государственного объединения машиностроительных заводов—ГОМЗА (два варианта, З.Быков) и для Госшвеймашины (П.Жигунов).

Предыдущая статьяА. Родченко на метфаке Вхутемаса
Следующая статьяДизайнерская концепция В. Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака