В первое время, хотя в декларациях, программе и учебном плане метфака провозглашалась ориентация на практические требования жизни, многое в художественной направленности оставалось традиционным. Не было новых кадров преподавателей, не был ясен и сам профиль будущих специалистов.

На занятиях в 1921—1922 учебном году основное внимание уделялось рисунку, лепке, работе в мастерских по чеканке, перегородчатой эмали и т. д. Одновременно с этим новые веяния проникали на метфак через преподавателей пропедевтических дисциплин Основного отделения.

В начале 1922 года на метфаке, который все еще находился в процессе формирования и не пользовался популярностью среди студентов, начинает преподавать А. Родченко. Позднее он писал: «Работа этого факультета началась на пустом месте, хуже—на месте, зараженном церковно-славянскими предрассудками кустарной мастерской бывшего Строгановского училища… Поставил перед собой задачу—выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подкованного».

Вместе с Родченко на метфак перешли и некоторые из его учеников по мастерской на живописном факультете, которые в 1920—начале 1922 года прошли под его руководством курс пропедевтической дисциплины «Графика». Реконструируя методику преподавания на метфаке, Родченко опирался на первых порах на этих своих учеников, которые хотя и не имели навыков работы с металлом, но зато в области формообразования понимали Родченко, что называется, с полуслова.

Эти ученики Родченко выполнили в 1922 году уже на метфаке первые его задания—проектирование светильников такого типа, который позволял бы изменять направление и силу светового потока. А. Ахтырко разработала проект напольной лампы (меняются высота и наклон), а А. Миролюбова—проект настольного светильника.

Возглавив метфак, Родченко целенаправленно разрабатывает и внедряет свою методику подготовки новых специалистов. В датированной 3 февраля 1923 года докладной записке он писал: «Цель и задачи факультета… дать государству работников по металлообработке высокой квалификации, то есть инженеров-художников-конструктивистов. Студенты… делая проекты утилитарных вещей и выполняя их практически (модели), по окончании факультета, получив звание, должны будут пойти на фабрики и заводы металлообрабатывающей промышленности, вооруженные творческими знаниями и знакомые практически с последним словом современной техники».

Наряду с общеобразовательными, студенты метфака изучали специальные теоретические предметы, среди которых были машиноведение, специальный курс химии, детали машин, электротехника, технология металлов, искусствоведение, история искусства обработки металлов, теория художественной обработки металлов, организация производства.

Проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, скани, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Предусматривалась также практика на фабриках и заводах.

Предыдущая статьяДве реформы художественного образования
Следующая статья«Учебный план» метфака