Цветы, написанные акварелью, — какие же они легкие и прозрачные, совсем как живые, словно трепещут на ветру! А ведь стоит подойти поближе к картине и внимательно рассмотреть ее, и вы увидите просто бумагу и пятна краски.

Кажется, что это волшебство и этому невозможно научиться? Да нет же, все очень просто, нужно всего лишь немного терпения и любви. Вот залог успеха!

Цветы всегда привлекали внимание людей. Цветочные орнаменты всегда присутствовали в росписях интерьеров, посуды и тканей. Интересно, когда же впервые появились цветы, написанные акварелью? Скорее всего впервые они появились в медицинских, ботанических и прочих энциклопедических книгах несколько веков назад.

Есть три основных цвета: красный, синий и желтый. Это строительные элементы для всех остальных цветов. Дополнительные, или вторичные, цвета — это фиолетовый (синий плюс красный), зеленый (синий плюс желтый) и оранжевый (красный плюс желтый). Они состоят из равных пропорций двух основных. Все остальные цвета являются результатом смешивания первичных и вторичных.

Тогда за цветочными мотивами закрепилось название «ботаника», или «ботанический стиль». Этой технике свойственна очень тонкая и тщательная проработка всех деталей, каждой жилки на стеблях и лепестках цветов. Сначала выполнялся тонкий контурный рисунок тушью и пером, а затем делалась очень мягкая и деликатная отмывка цветом.

В России в 1844 году был издан ботанический атлас «Букет Восточной Сибири» Петра Борисова. Эти акварели прекрасно проработаны, подробно прописано строение всех цветов. Но в то же время картинки остаются лишь иллюстрациями в ботаническом атласе. В чем же различие между иллюстрацией и самостоятельной работой?

Наверное, в том, что, когда вы пишете свою цветочную композицию, важно передать не только строение и цвет, но и настроение, сиюминутное состояние цветка и природы, передав трепет листвы на ветру, тепло солнечных лучей. Необязательно делать детальную прорисовку каждого лепестка и каждой веточки, что-то просто можно «утопить» в тени или, наоборот, в «солнечном облаке».

Важно поймать эту тонкую грань между натуралистичностью и живописностью. Не забывайте, что для акварели очень важна живописная свобода цвета. Ну что же, перейдем от слов к делу!

Ты уже с нетерпением ждешь работы с красками? Ну конечно! Простым карандашом можно делать очень красивые рисунки, но живописью называется рисование красками!

Ты помнишь основные формы (круг, квадрат, овал…)? Точно так же и у красок есть основные цвета. Это те цвета, которые невозможно получить, смешивая краски:

Но из этих трех цветов можно получить все остальные, поэтому последние называются смешанными цветами. Давай попробуем:

А теперь ты!

Возьми свои школьные краски и смешай из трех основных цветов оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Поэкспериментируй и посмотри, что произойдет, если ты, к примеру, возьмешь больше желтого и меньше голубого или много голубого и чуть-чуть желтого. Попробуй проделать то же в других вариантах. Выполняя это упражнение, ты узнаешь, как много разных оттенков заключается в каждом отдельном сочетании — бесконечное множество! И это делает процесс смешивания красок при рисовании таким захватывающим.

Теперь мы приступим к работе с красками, которыми будем рисовать в этой книге.

Они явно твои «старые знакомые», и ты знаешь, что ими можно рисовать так же, как и простым карандашом.

Ты можешь провести линии…

…и заштриховать.

Но цветные карандаши могут больше, чем простой карандаш, — их цвет можно смешивать:

Два цвета…

…или три и даже больше.

Предыдущая статьяКультура Японии
Следующая статьяИскусство — это вид эксперимента