Несмотря на эйфорию от победы во Второй мировой войне, в первые послевоенные годы экономика Британии была жестко ограничена нормированием и дефицитом. Тем не менее этот период стал началом новой главы в истории Британии и британского дизайна.

Подобно другим европейским странам, истощенным войной, Британии предстояло переориентировать промышленность на производство товаров гражданского назначения и наращивать доходы от экспорта, чтобы пополнить казну. С учетом дефицита сырья это была трудная задача, но британские дизайнеры и инженеры приложили все свое мастерство для создания новых товаров из имеющихся в их распоряжении материалов.

Например, Эрнст Рейс в 1945 г. сделал стул ВА из переплавленного авиационного алюминия. Этот проект, как и еще 4000 экспонатов, был представлен на выставке 1946 г. «Британия может это сделать» в .Музее Виктории и Альберта. Критики цинично переименовали выставку в «Британия не может это купить», поскольку из-за системы карточек большинство вещей, представленных на выставке, можно было продать только за рубежом.

Перед выставкой стояла двоякая задача: ориентировать зарубежные рынки на качественную британскую продукцию и проинформировать британскую публику о нравственной и экономической пользе «хорошего дизайна». Одна из важнейших экспозиций называлась «Что значит промышленный дизайн».

За ее организацию, среди прочих, отвечало Общество по изучению дизайна, созданное еще в 1943 г. Мишей Блэком и Милнером Греем, — первое в Британии междисциплинарное объединение дизайнеров. Чтобы дать полное представление о многоступенчатом процессе проектирования предмета для промышленного производства, была создана инсталляция, прослеживающая создание подставки для яйца — от первоначального замысла до конечного продукта.

Совет по промышленному дизайну (Coll)) публиковал примеры «хорошего дизайна» о своем ежемесячном журнале Design, издававшемся с 1949 т. Совет также готовил образовательные материалы для школ, в том числе плакаты и мини-выставки с предметами, которые дети могли брать в руки. В этот период Совет намеревался убедить. и детей, и взрослых, что «хороший дизайн» может доставлять удовольствие.

Веселый подход к просветительству в области дизайна продемонстрировал Британский фестиваль 1951 r., организованный в честь столетия знаменитой Великой выставки с целью продемонстрировать национальные достижения в науке и искусстве. Патриотичный по духу, этот фестиваль, продлившийся год, был крайне необходимой моральной поддержкой, и он сработал как катализатор современного дизайна.

Пройдя через две тяжелейших мировых войны и длительную рецессию межвоенного периода, Британия была голова заглянуть в более светлое и современное будущее. Наиболее ярко это было представлено на главном событии фестиваля — выставке в Саут-бэнке на берегу Темзы. Только что построенный Королевский фестивальный зал, футуристический Купол открытии, высокая скульптура Скайлон и ряд разнообразных современных павильонов предлагали новый взгляд на послевоенные дизайн и архитектуру Британии.

Выставку в Саут-бэнке за время фестиваля посетило почти 8,5 миллиона человек. Многие из них побывали на экспозиции Design Review — тщательной подборке британских товаров, соответствующих критериям «хорошего дизайна».

Заявленная цель фестиваля — показать высокий стандарт промышленного дизайна. Как это можно сформулировать? Я бы сказал, что хороший промышленный продукт должен служить конкретным и полезным целям, он должен быть спроектирован так, чтобы его можно было изготавливать из экономичных, качественных и подходящих для этой цели материалов обычными способами механизированного производства и продавать по обычным торговым каналам <…> Им должно быть приятно пользоваться. Дизайн <…> считается с неотъемлемым компонентом качества, которое больше нельзя рассматривать только как хорошее исполнение и хороший материал. Хороший дизайн должен рассматриваться как гарантия качества для потребителя.

Экспозиция Design Review продемонстрировала вес возможные области применения дизайна — от мебели, освещения и бытовых приборов до станков, коммерческого транспорта и коммуникационного оборудования. Все экспонаты отражали стремление Совета по промышленному дизайну к созданию качественных, продуманных, практичных предметов. Но наиболее ярким воплощением фестивального «нового взгляда» можно назвать стул «Антилопа» Эрнста Peйca, созданный для уличных террас выставки, — с гнутым каркасом из стальных трубок и оригинальными ножками-шариками, напоминающими атомы.

Послевоенное поколение британских дизайнеров, многие из которых закончили Королевский коллеж искусств или продолжали учиться там, очень многое почерпнуло из представленною на фестивале, в том числе и идею о важности «хорошего дизайна».

После успеха фестиваля в Британии гораздо лучше стали относиться к модернизму в дизайне. В последующие годы возник характерный стиль, отражающий модернистскую эстетику середины века.

В 1957 г. премьер-министр Макмиллан, выступая на съезде Консервативной партии, произнес, обращаясь к избирателям, знаменитую фразу: «Так хорошо вам еще не бывало». И действительно, на смену мрачным годам аскетизма и утилитарности пришла эпоха экономическою роста, всеобщей занятости, эпоха потребления ярких тканей и современной мебели, телевизоров и новой, трудосберегающей домашней техники.

Тем не менее Британия, как и другие европейские страны, так никогда и не приняла всей душой ориентированную па рынок культуру потребления, которая сложилась в послевоенной Америке. Экономика европейских стран была далеко не такой процветающей, доходы здесь не были так велики, и у людей не хватало средств на приобретение остромодных вещей.

А тем, кто располагал такими средствами, не хватало жадной страсти к новизне, присущей американцам. Трудные времена, которые неоднократно переживаю Европа на протяжении своей долгой и бурной истории, сформировали приверженность к качественным, долговечным товарам. Европа как колыбель модернизма была родиной дизайнеров-практиков и производителей, впитавших этику «хорошею дизайна», и этот нравственный аспект играл решающую роль в отношении к дизайну в целом.

Предыдущая статьяДизайнерская концепция В. Татлина в системе художественных дисциплин дерметфака
Следующая статьяРусский конструктивизм