Орнамент можно рассматривать как искусство ритмической организации окружающего мира. Он — неотъемлемая составляющая как различных декоративных композиций в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, ремеслах, так и в мировой художественной культуре в целом.
Орнамент — самостоятельный вид художественного творчества, имеет свои законы композиции.
Различные геометрические и природные формы, изображения растений, животных, людей многообразны, со своими математическими и ритмическими закономерностями. Эти закономерности могут быть четко выражены или едва заметны.
Геометрический орнамент, имеющий более заметную симметрию и четкий ритм, выглядит более строгим.
Изобразительные орнаменты, подчиняясь общим законам построения, могут следовать математическому порядку, но чаще спорят с ним и отличаются неполным соответствием изобразительных форм.
Орнамент — искусство упорядочивания поверхности, а чувство упорядоченности — смысл орнамента, обладающего своими ритмом и симметрией, что делает его содержательным. В орнаментах можно встретить неполную симметрию, которая позволяет соединить порядок и свободу, закономерность и непринужденность.
Свободное размещение предмета на поверхности без учета ее структуры, при подчинении ее только своему собственному ритму — характерно для набойки.
Одним из главных средств воздействия, обращенных к разуму и чувствам, является изображение.
При этом ритмическое движение изобразительных форм делает их не только привлекательными, но и содержательными.
Ритм изобразительной формы может выражаться в пластико-декоративных или сюжетно-пластических свойствах композиции.
Декоративное преображение окружающего мира, нарядность, красочнось — органические свойства народного искусства, его главное художественное качество.